Тема 7. Методы воспитания
План
1. Сущность понятия «методы воспитания».
2. Условия выбора методов воспитания.
3. Классификации методов воспитания и их характеристики.
Литература
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М., 1982.
2. Воспитательная система школы: проблемы и поиски. /Сост.Селиванова Н.Л. – М., 1989.
3. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1980.
4. Гордин Л.Ю. Системообразующие методы воспитания //Сов. педагогика. – 1986 – № 11. – С. 38-43.
5. Журавлев В.И.Сочетание средств и методов воспитания // Сов. педагогика. – 1985. – № 6.
6. Лёгенький Г.И. Цель и способы воспитания. – М., 1990.
1. Методы воспитания – это совокупность наиболее общих способов осуществления воспитательных взаимодействий, способы решения воспитательных задач.
Понятие методы приложимо лишь к целенаправленной человеческой деятельности, но ни к естественным процессам. Процесс воспитания и включает в себя воспитательную деятельность педагога, но не исчерпывает его. Воспитание является естественным процессом, обладающим собственными закономерностями и потому не обусловливается только волей и сознанием педагога. Строго говоря, речь может идти о методах воспитательной деятельности. Понятие же «методы воспитания» закрепилось в системе научно-педагогического знания исторически.
2. Наиболее активно проблема методов воспитания обсуждалась во время педагогической дискуссии 1968-1972 гг. Дискуссия не выявила больших разногласий в определении методов воспитания, однако их содержательные характеристики, в особенности классификации, обнаружили значительное разнообразие точек зрения.
До середины 60-х годов принято было различать методы убеждения, приучения, поощрения и наказания. После дискуссии определилось несколько классификаций:
Т.Е. Конникова предложила следующую классификацию:
· Методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности;
· Методы формирования нравственного сознания;
· Методы поощрения и наказания;
В.М.Коротов и Л.Ю. Гордин ввели иную схему:
· Методы организации детского коллектива;
· Методы убеждения;
· Методы стимулирования
Я.С. Турбовской различает тактические и стратегические методы, выделяя внутри каждого класса несколько более конкретных.
Марьенко И.С. выделил 6 групп методов воспитания:
· Репродуктивно-объяснительные;
· Приучения и упражнения;
· Стимулирования;
· Торможения;
· Руководства самовоспитанием учащихся.
Васильева З.И. предложила различать следующие методы:
· Выдвижения воспитательных целей, задач, путей их достижения;
· Информационно-просветительский;
· Ориентационно-деятельностный;
· Общения (коммуникативный метод)
· Оценки.
Лихачев Б.Г. предложил классификацию, исходя из логики педагогического процесса, необходимости непосредственной организации всех видов деятельности детей:
· Методы педагогической организации и самоорганизации детского коллектива
· Методы организации повседневных отношений
· Методы детской самодеятельности
· Методы педагогической коррекции.
3.Это далеко не все классификации. Их сегодня намного больше. Исходной точкой для построения научно обоснованной системы методов воспитания является роль метода в педагогической практике. Педагог сталкивается с понятием метода тогда, когда перед ним возникает проблема выбора принципиальной линии поведения в изменившейся воспитательной ситуации.
Выбор конкретных и частных способов взаимодействия с ребенком и детским коллективом (частный способ– прием) зависит от многих, часто случайных, факторов:
1. состояние ребенка, коллектива
2. привычки и традиции
3. предмет общения
4. практическая задача
5. особенности творческого почерка педагога
6. внешние обстоятельства
7. необходимость разнообразия в жизнедеятельности детей – и многое другое.
Применение приемов (часть метода), в которых реализуется метод лишь частично, поддается предварительному планированию, поскольку является реакцией на вновь возникающую конкретную ситуацию.
Кроме того, выбор методов воспитания определяется и существенными, закономерными факторами, такими, как:
· достигнутый уровень развития коллектива;
· возрастными особенностями детей;
· достижением определенного уровня духовно-нравственного развития ребенка;
· необходимостью качественного изменения взаимоотношений между воспитателем и детьми.
Таким образом, выбор методов воспитания связан с изменением существенных параметров воспитательного процесса.
В обыденной воспитательной практике педагог может и не осознавать, каким методом он пользуется. И лишь когда оказывается перед проблемной ситуацией, выход из которой не представляется очевидным, он испытывает потребность в знании определенной совокупности принципиально возможных выходов из данной ситуации. Знание о методах воспитания, существующие классификации помогают педагогу отвечать не на вопрос «Что делать каждый день?», а на вопрос «Что делать дальше?.
4. Рассмотрим более подробно некоторые классификации.
Классификация И.Ф. Харламова.
1. Метод убеждения.
Психологической основой этого метода является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это отражение базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с общественными требованиями. Очень важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельности, приучать их к обдумыванию своего поведения.
С помощью убеждения учитель развивает сознание учащихся, понимание ими нравственно-эстетических идеалов, побуждает к совершенствовании..
2.Метод положительного примера.
Кто-то из мудрых сказал: «Для духовного развития личности нужны три условия: большие цели; большие препятствия и большие примеры».
Этот метод основывается на подражательности детей. Он оказывает сильное влияние на развитие сознательности и моральных чувств учащихся.
3.Метод упражнений (приучения)
В структуре личностных качеств навыки и привычки поведения и деятельности имеют важное значение.
Под методом упражнений понимают многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения.
4.Методы одобрения и осуждения.
Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащихся со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично.
Осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.
5.Метод требования и контроля за поведением учащихся. Метод переключения.
Требование есть способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным поступкам, действиям, направленным на улучшение поведения.
Под контролем понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил, а также к выполнению предъявляемых требований.
Сущность метода переключения заключается перевести учащихся с одного стереотипа поведения на другой более современный.
Классификация Ю.К.Бабанского: В основу его классификации положена целостная структура деятельности, ее организация, стимулирование деятельности, контроль и анализ результатов.
Выделяется 4 группы методов:
1 – методы формирования сознания личности. Эта группа методов включает в себя методы разностороннего воздействия на сознание, чувства, волю учащихся. Реализуются в беседах, лекциях, диспутах, примерах.
II – методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения. Эти методы предусматривают организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения. Реализуется в педагогических требованиях, общественном мнении, приучении, упражнениях, создании воспитательных ситуаций.
III – методы стимулирования и мотивации деятельности.
Эти методы выполняют функцию регулирования, корригирования и стимулирования поведения. Реализуется в соревновании, наказании, поощрении.
IV – методы контроля и самоконтроля, самооценки деятельности и поведения.
На основе этих методов анализируется эффективность воспитательного процесса.
О показаниях мы можем судить, анализируя учебную, трудовую, общественную деятельность школьников. Важным показателем является информированность, общение и отношение.
Наиболее современной и интересной мне представляется система методов воспитания, предложенная Новосибирскими учеными.
Опираясь на структуру воспитательной системы, можно выделить 3 группы методов:
· Методы изменения деятельности и общения;
· Методы изменения отношений;
· Методы изменения идеальных компонентов системы.
В 1 группу входят:
1.Метод введения новых видов деятельности и общения. Применение этого метода возможно в 2-х случаях: при первичной организации детского коллектива (создание воспитательной системы школы, начало работы классного руководителя с классом и т.д.) и в моменты, когда требуется смена модели воспитательного процесса.
Введение новых видов деятельности и общения требуют от педагогов тщательного учета интересов и потребностей самих детей, наличие материальных и кадровых предпосылок для обеспечения достаточно высокого уровня вводимой деятельности и анализа воспитательного потенциала того или иного вида деятельности в конкретных условиях.
2. Изменение содержания деятельности, предмета общения.
Чаще всего в воспитательных системах набор деятельностей и видов общения остается постоянным (познание, труд, общение, спорт, досуг и пр.), по но содержание их меняется в сторону усложнения, повышения продуктивности (от пассивного усвоения к самостоятельной деятельности).
Педагог должен вводить в процесс общения школьников более сложные представления и понятия, увеличивает духовное содержание общения.
3.Совершенствование организационных форм деятельности и общения.
Введение сводных отрядов, советов дела, чередование творческих дел и «мозговых штурмов» в жизнь коллектива позволяет повысить воспитательный ………деятельности, сделать ее более привлекательной для ребят. Самое главное, чтобы форма соответствовала содержанию.
Метод изменения смысла тех или иных видов деятельности или общения.
Любая деятельность рано или поздно исчерпывает свои возможности в воспитательной системе, теряет привлекательность для детей. Наполнение ее новым смыслом при сохранении прежнего содержания и организационных форм является наиболее эффективным методом воспитания, позволяющим придать воспитательной системе динамизм, не разрушая ее.
Во II группу методов входят:
1. Метод изменения интегральных характеристик системы отношений, таких как стиль или «тон» жизни, социально-психологический климат коллектива.
Интегральные характеристики отношений могут быть применены через предъявление определенных образцов, демонстрирующих более притягательные для детей по сравнению с существующими формами взаимоотношений.
Специально сконцентрированные ситуации также могут выступать в качестве образцов ведущих к изменению стиля отношений.
2. Метод применения деловых отношений, коррекции.
Коррекция деловых отношений осуществляется через более точное разграничение ролевых функций участников совместной деятельности, определение прав и обязанностей, через регламентацию деловых отношений с помощью традиций и обычаев.
3. Метод изменения неформальных межличностных отношений.
Сюда можно отнести некоторые традиционные приемы: убеждение, выучения, индивидуальные и групповые беседы и т.д.
4. Метод воспитывающих ситуаций.
Он направлен на применение конкретных характеристик неформальных взаимоотношений (статус ребенка в коллективе, уровень групповой сплоченности, ценностно-ориентационное единство и т.д.)
Третья группа методов связана с изменением компонентов воспитательной системы: коллективных целей, педагогических, устойчивых представлений коллектива о самом себе и своем положении, представления о перспективах развития коллектива.
Идеальные компоненты могут существовать в форме устойчивых выражений формулировок, легенд, уставов, историй, эталонов и т.д. Все эти группы методов воспитания взаимообусловлены, поскольку деятельность, отношения и идеальные компоненты зависят друг от друга и не могут быть изменены независимо друг от друга. Они – единое целое, и комплексное их использование позволяет преобразовать воспитательную систему как целостную систему условий развития личности.
Средства воспитания – это совокупность материальных предметов, обладающих определенными воспитательными функциями.
Выделяют капитальные средства, обеспечивающие нормальные условия деятельности, и средства текущего применения.
К 1 виду относим – здания, аудитории, лаборатории, основное оборудование, учебные принадлежности.
Ко 2 виду – различные учебные пособия, учебники, натуральные предметы и явления, технические средства информации, специальная литература.