МЕТОДИКА ПОДБОРА РЕПЕРТУРА

К репертуару предъявляют свои определённые требования и руководство Дома культуры, школы, т.е. того учреждения, в котором работает коллектив. Для руководства важно, чтобы драмкружок, хор, оркестр исполняли такие пьесы, танцы, песни, которые можно было бы показать в самой различной аудитории, на различных мероприятиях, имеющих специфическую тематическую направленность (вечер отдыха, танцы, торжественное заседание и т.д.) Каждый концерт – на открытой ли площадке, на фестивале, смотре-конкурсе – требует соответствующих по характеру и содержанию пьес, танцев, которыми можно было бы открыть и завершить выступление, создать определённый настрой у слушателей.

Сами участники тоже не остаются безучастными к тому, что играть, танцевать, петь. Одним из них больше нравятся пьесы сатирического, юмористического, весёлого характера, другим – лирического, многие увлекаются выигрышными отрывками, фрагментами, которые нравятся зрителям; в оркестровых коллективах некоторые участники любят пьесы медленные, спокойные, другие – быстрые, народные песни и их обработки. Всё это говорит о том, что руководителю при выборе репертуара приходится опираться не только на свой вкус и личные желания, но и учитывать целый комплекс перечисленных условий и факторов: репертуар должен соответствовать исполнительскому уровню коллектива, быть интересным для участников и слушателей, чтобы он позволил принимать участие в различных культурно-массовых мероприятиях. По репертуару можно судить об общественной и художественной роли, которую играет коллектив. Известный хоровой дирижёр Г. Эрнесакс так сформулировал место и значение репертуара для художественного коллектива:

Репертуар – насущный хлеб хора, без которого ему не жить.

Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо хора – в профиль и в анфас.

Репертуар – звуковая карта, на которой видим творческие маршруты хора.

Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности хора.

Репертуар предсказывает будущее хора.

Репертуар показывает связь хора с народом, её силу и глубину.

Репертуар – показывает, занимает ли ценности, созданные в прошлом, почётное место и думают ли в хоре о будущем.

Репертуар демонстрирует дружбу народов на деле

На репертуаре и растут и хоры, и их хормейстеры, и композиторы, а косвенно – вся наша музыкальная культура.

Эти сжатые положения можно адресовать любому коллективу – театральному, оркестровому, танцевальному, профессиональному и самодеятельному.

Одним из критериев при подборе репертуара является его реальность, соответствие репертуара техническим и художественным возможностям коллектива. Поэтому, говоря о подборе репертуара, мы не перечисляем пьесы, песни, танцы, которые может исполнить тот или другой коллектив, произведения, что могут стать учебным или концертным репертуаром. Делать это не целесообразно по следующим причинам: во-первых, каждый коллектив подбирает репертуар, учитывая свою подготовку, задачи; во-вторых, возможности выбора постоянно расширяются за счёт новых публикующихся произведений, переложений, обработок, и это даёт возможность обновлять репертуар.

Проблему учебного репертуара приходится решать в основном в первый период работы коллектива, когда участники овладевают исполнительскими навыками, вырабатывают исходные эстетические позиции, устанавливают тесное взаимопонимание между собой. Конечно, нельзя считать, что учебный репертуар играется только в классе, во время репетиций. В дальнейшем репетиции, самостоятельные занятия, учебный процесс строятся на разучивании произведений, которые составят концертный репертуар. Многие учебные пьесы включаются коллективами в свои программы и исполняются на эстраде. Они становятся достоянием не только участников, но и широкой зрительской аудитории.

Интерес в репертуаре самодеятельных коллективов вызывают песни, танцы, пьесы, написанные местными драматургами, композиторами. Они, как правило, не имеют широкой известности, воспринимаются внимательно и с интересом. Материалом для создания таких произведений местный фольклор, частушки, наигрыши, народные песни и танцы, исторические события, происходящие в том или другом районе. В этом случае руководителю не приходится ждать, когда прозвучит интересное произведение по радио, телевидению, когда появятся в продаже ноты, партитура, запись, пьеса.

Лучшие самодеятельные коллективы создают свой самобытный репертуар на основе изучения народного творчества, результатов фольклорных экспедиций по своей области. Это расширяет круг людей, которые участвуют не только в исполнении, но и в самом процессе создания художественных произведений, будь то хоровых, оркестровых, драматических или танцевальных. На различных конкурсах, смотрах, фестивалях высоко оцениваются оригинальность, сохранение местных народных исполнительских традиций; поощряется творческая самобытность коллектива, его постоянный поиск новых изобразительных средств.

Особо нужно сказать о подборе репертуара для ансамблей – вокальных, вокально-инструментальных, инструментальных, танцевальных и т.п. Сложности в этом вопросе проистекают в основном от того, что каждый из ансамблей имеет свой состав, определённый уровень техники исполнения. Всё это требует соответствующих переложений, аранжировок, инструментовок, сценических композиций, танцев.

Многое для обеспечения художественной самодеятельности качественным репертуаром делают Всесоюзный и республиканский научно-методические центры народного творчества. Они публикуют специальные тематические сборник, подборки, сборники пьес, песен, музыкальных произведений.

Репертуар состоит из таких разделов: переходящий, новый, восстанавливаемый.