Концепции социальных изменений

Если метод рациональной кри­тической дискуссии побеждает, то использование насилия пере­стает быть необходимым; темсамым обнаруживается, что ра­зум является единственной аль­тернативой насилию.

 

к. Поппер

На смену структурно-функциональным стабили­зационным идеям неизменности и незыблемости су­ществующего статус-кво теперь приходят крити­ческие идеи (Г. Беккер, У. Мур, Н. Смелсер и др.) о необходимости и готовности к переменам ­фундаментальным социальным изменениям в об­ществе. В частности, У. Мур в работе «Социальное изменение» (1963) открыто выступил против точки зрения об аномальности Фундаментальных измене­ний. Если в функционализме социальное измене­ние практически отождествлялось с адаптацией, то теперь оно приобретает новое значение - реформистской перестройки. С ним связывают реальное преобразование и дальнейшее продвижение «от­крытого» общества по пути высокого массового пот­ребления, наилучшим образом отвечающего основным человеческим потребностям. В этом смысле социальное изменение рассматривается как другая сторона социального порядка. Изменение мира сопряжено с преобразованием человека, поэтому нельзя ждать того момента, когда мир изменится до такой степени, что уже трудно будет приспосабливаться к наступающим переме­нам. Человек также должен изменяться, чтобы не отстать от ритма перемен, а это требует перестрой­ки прежде всего мышления, разума. Только по­ средством новых идей человек может переделать себя и общество.

Крупные сдвиги в характере производительных сил, изменения в структуре рабочего класса, уси­ление роли менеджеров в социальном управлении, изменения в размере и структуре потребления на­ селения и другие перемены свидетельствовали о социальной «трансформации» капитализма, способ­ности к самосовершенствованию и открывающихся

перед ним новых исторических перспективах. Рассмотрение проблем социального изменения включало вопросы: 1) насколько изменения слу­чайны или целенаправленны; 2) каков их источ­ник и начальные условия, с которых начинается большая шкала изменений; 3) что является нор­мой изменений; 4) каковы их механизмы; 5) как соотносятся управляемые и спонтанные процессы изменений и др. Эти аспекты изучения социального изменения обусловили обращение к соответствующим мето­дам исследования. Во-первых, это исторический метод, который позволяет анализировать изменения человеческого общества на основании много­численного исторического материала. Его предпо­сылкой является эволюционистская точка зрения, полагающая, что общества неизбежно развиваются и проходят по определенному направлению опре­деленные стадии либо как звенья в цепи событий, либо как ритмические падения и взлеты.

Во-вторых, сравнительный метод, позволяющий объяснять социальные изменения путем классифи­цирования (типологизации) сходств и различий между двумя и более таких явлений. Например, различие между изменением, которое однажды про­исходит внутри системы без разрушения или нару­шения её идентичности, и изменением, разрушаю­щим систему и быстро превращающим её в нечто совершенно иное.

В-третьих, функциональный метод, особо под­черкивающий взаимосвязанность социальных ин­ститутов, деятельностей и явлений, и направлен на поиск объяснений через анализ этих взаимоот­ношений. Данная функциональная ориентация теории социального изменения дает возможность разработки апологетических концепций историчес­кого развития, включающих в себя исторические прогнозы.