Концепции социальных изменений
Если метод рациональной критической дискуссии побеждает, то использование насилия перестает быть необходимым; темсамым обнаруживается, что разум является единственной альтернативой насилию.
к. Поппер
На смену структурно-функциональным стабилизационным идеям неизменности и незыблемости существующего статус-кво теперь приходят критические идеи (Г. Беккер, У. Мур, Н. Смелсер и др.) о необходимости и готовности к переменам фундаментальным социальным изменениям в обществе. В частности, У. Мур в работе «Социальное изменение» (1963) открыто выступил против точки зрения об аномальности Фундаментальных изменений. Если в функционализме социальное изменение практически отождествлялось с адаптацией, то теперь оно приобретает новое значение - реформистской перестройки. С ним связывают реальное преобразование и дальнейшее продвижение «открытого» общества по пути высокого массового потребления, наилучшим образом отвечающего основным человеческим потребностям. В этом смысле социальное изменение рассматривается как другая сторона социального порядка. Изменение мира сопряжено с преобразованием человека, поэтому нельзя ждать того момента, когда мир изменится до такой степени, что уже трудно будет приспосабливаться к наступающим переменам. Человек также должен изменяться, чтобы не отстать от ритма перемен, а это требует перестройки прежде всего мышления, разума. Только по средством новых идей человек может переделать себя и общество.
Крупные сдвиги в характере производительных сил, изменения в структуре рабочего класса, усиление роли менеджеров в социальном управлении, изменения в размере и структуре потребления на селения и другие перемены свидетельствовали о социальной «трансформации» капитализма, способности к самосовершенствованию и открывающихся
перед ним новых исторических перспективах. Рассмотрение проблем социального изменения включало вопросы: 1) насколько изменения случайны или целенаправленны; 2) каков их источник и начальные условия, с которых начинается большая шкала изменений; 3) что является нормой изменений; 4) каковы их механизмы; 5) как соотносятся управляемые и спонтанные процессы изменений и др. Эти аспекты изучения социального изменения обусловили обращение к соответствующим методам исследования. Во-первых, это исторический метод, который позволяет анализировать изменения человеческого общества на основании многочисленного исторического материала. Его предпосылкой является эволюционистская точка зрения, полагающая, что общества неизбежно развиваются и проходят по определенному направлению определенные стадии либо как звенья в цепи событий, либо как ритмические падения и взлеты.
Во-вторых, сравнительный метод, позволяющий объяснять социальные изменения путем классифицирования (типологизации) сходств и различий между двумя и более таких явлений. Например, различие между изменением, которое однажды происходит внутри системы без разрушения или нарушения её идентичности, и изменением, разрушающим систему и быстро превращающим её в нечто совершенно иное.
В-третьих, функциональный метод, особо подчеркивающий взаимосвязанность социальных институтов, деятельностей и явлений, и направлен на поиск объяснений через анализ этих взаимоотношений. Данная функциональная ориентация теории социального изменения дает возможность разработки апологетических концепций исторического развития, включающих в себя исторические прогнозы.