Феноменологические идеи Э. Гуссерля
Чистая наука о фактах
превращает человека в голый факт.
Э. Гуссерль
в ответ на наши жизненные
запросы - вот что мы слышим нам
ничего не может сказать эта наука.
Э. Гуссерль
В своих поздних работах (20-30-е годы) Э. Гуссерль усматривал функцию философии в том, чтобы раскрыть «жизненный мир» донаучный мир уверенностей, которые в человеческой жизни приняты в качестве безусловно значимых и практически апробированных. Феноменологическая философия движется к истине на основе первичных данностей сознания и «глубинных интуиций» познающего субъекта. В этом он видел путь выхода из кризиса объективизма: преодоление последнего усматривалось в том, чтобы мнениям, верованиям, «очевидностям, обыденного опыта придать большее значение для познания, чем истинам науки. Данная «первая философия» является предпосылкой всего остального знания: благодаря её «героизму разума» открывается единственная возможность «вразумления. Заблудшего человечества.
Применительно к данному специфическому объекту исследования Гуссерль выбрал и особый способ его анализа по сравнению с классической традицией. Основная проблема и тема гуссерлианства вопрос о структуре процесса «переживания» истин и общезначимых идей, взятого в виде целостности непрерывного потока. Её решению соответствует главный метод изучения структуры переживания особого типа - интеллектуальная интуиция, «усмотрение» сущности, истины, идеи. При этом совершенным признаком истинности служит очевидность как непосредственное овладение самой истиной (индукция из единичных фактов опыта). Здесь акцентируется момент непосредственного усмотрения истины, её способности самораскрываться вне и помимо рефлексирующей, дискурсивной работы мышления.
Таким образом, для Гуссерля в подлинном смысле истинное знание и знание естественно-научное не только не являются синонимами, но сталкиваются как антиподы.
Центральной для него являлась сфера переживаний сознания - переживаний истинного, общезначимого - взятая в качестве самостоятельной целостности (структурно-определенного процесса). Для её анализа Гуссерль предложил особый метод «феноменологической реакции». Суть его состоит в том, чтобы изменить «естественную установку» со знания, обычно обращенного к внешнему миру, и направить все внимание на само же сознание, т. е. на его «чистую» структуру, освободив её от всего эмпирического. Речь шла об обращении интуиции к переживаниям, которые совершаются в нас в то время, когда мы мыслим! Обычно люди не замечают их, не анализируют внимательно. Необходимо же эту скрытую, самостоятельно развивающуюся мыслительную жизнь «схватить» при помощи последующей рефлексии и зафиксировать в точных дискриптных понятиях. Лишь схваченное в рефлексии переживание является значимым. При этом мысли, идеи, сущности «даются» прежде всего через языковые выражения и психические переживания.
Гуссерль стремился обнаружить структуру переживаний истины как потока (целостности). Его элементы - феномены2: текучее сознание, мнение, обнаружение чего-либо (наглядно или ненаглядно представляемого, символического или вымышленного и т. п.). Рассматривать их надо так, как они даются, «схватываются» в интуитивном акте (их надо переживать).
Феномен является «первичной данностью» сознания (непосредственной очевидностью), в которой выделяются «слои»:
1. Словесная языковая оболочка, взятая в смысле физических процессов речи, письма, обозначения и т. д.
2. Психологические переживания - многообразные эмоции познающего.
3. Сами «смысл» и «значение» познавательного переживания.
4. Полагаемый через значение «предмет». Только третий и четвертый слои, как важнейшие аспекты феноменов, подвергаются анализу в феноменологии, тогда как первый и второй не интересуют феноменолога.
«Значение» не зависит от эмпирических или реальных высказываний: оно определяется тем, что в рамках высказывания, выражающего то или иное переживание, уже заключено (конституируется) отношение к предмету (всеобщим предметам - сущностям). Предмет предстает сознанию вместе со смыслом: последний всегда является «сополагаемым». Для Гуссерля употреблять высказывание в соответствии со смыслом и при помощи высказывания вступать в отношение к предмету (представлять предмет) - значит одно и то же. Следовательно, способом «вычленения» предметов является готовая мысль: вычленение осуществляется через феномены сознания из них. Отсюда предмет рассматривался исключительно как «коррелянт» сознания, т. е. только зависимо от его типа, состояния, направленности. При этом его «функция»состоит лишь в том, чтобы быть неотделимым от потока феноменов. Ввиду этого сознание предметно: оно направлено на предмет, активно «конструирует» последний. (Позиция же рационализма состоит в систематическом изгнании субъективности из состава конструирующих фактов «внешней» среды).
Таким образом, теория «предметности» Гуссерля по сути являл ась учением об особых типах сознания (психолого-эмоциональных реакциях), которые можно различать в пределах самого сознания, но не о реальном взаимодействии субъекта и объекта. В психической сфере нет никакого различия между явлением и бытием. Отсюда основной метод «обнаружения» сущности и структуры сознания есть метод «непосредственного» (внутреннего) вхождения в поток сознания. Феноменологический метод - это метод цепосредственного «слияния» С потоком сознания (что в принципе противоположно дедуктивно-расчленяющему методу естественных наук).