Феноменологические идеи Э. Гуссерля

 

Чистая наука о фактах

превра­щает человека в голый факт.

 

Э. Гуссерль

 

в ответ на наши жизненные

за­просы - вот что мы слышим ­нам

ничего не может сказать эта наука.

 

Э. Гуссерль

 

В своих поздних работах (20-30-е годы) Э. Гуссерль усматривал функцию философии в том, чтобы раскрыть «жизненный мир» ­донаучный мир уверенностей, которые в человечес­кой жизни приняты в качестве безусловно значи­мых и практически апробированных. Феноменоло­гическая философия движется к истине на основе первичных данностей сознания и «глубинных ин­туиций» познающего субъекта. В этом он видел путь выхода из кризиса объективизма: преодоление последнего усматривалось в том, чтобы мнени­ям, верованиям, «очевидностям, обыденного опы­та придать большее значение для познания, чем истинам науки. Данная «первая философия» явля­ется предпосылкой всего остального знания: бла­годаря её «героизму разума» открывается един­ственная возможность «вразумления. Заблудшего человечества.

Применительно к данному специфическому объ­екту исследования Гуссерль выбрал и особый спо­соб его анализа по сравнению с классической традицией. Основная проблема и тема гуссерлианства ­вопрос о структуре процесса «переживания» истин и общезначимых идей, взятого в виде целостности непрерывного потока. Её решению соответствует главный метод изучения структуры пережива­ния особого типа - интеллектуальная интуиция, «усмотрение» сущности, истины, идеи. При этом совершенным признаком истинности служит оче­видность как непосредственное овладение самой истиной (индукция из единичных фактов опыта). Здесь акцентируется момент непосредственного усмотрения истины, её способности самораскрывать­ся вне и помимо рефлексирующей, дискурсивной работы мышления.

Таким образом, для Гуссерля в подлинном смыс­ле истинное знание и знание естественно-научное не только не являются синонимами, но сталкива­ются как антиподы.

Центральной для него являлась сфера пережи­ваний сознания - переживаний истинного, обще­значимого - взятая в качестве самостоятельной целостности (структурно-определенного процесса). Для её анализа Гуссерль предложил особый метод «феноменологической реакции». Суть его состоит в том, чтобы изменить «естественную установку» со знания, обычно обращенного к внешнему миру, и направить все внимание на само же сознание, т. е. на его «чистую» структуру, освободив её от всего эмпирического. Речь шла об обращении интуиции к переживаниям, которые совершаются в нас в то время, когда мы мыслим! Обычно люди не заме­чают их, не анализируют внимательно. Необходи­мо же эту скрытую, самостоятельно развивающую­ся мыслительную жизнь «схватить» при помощи последующей рефлексии и зафиксировать в точ­ных дискриптных понятиях. Лишь схваченное в рефлексии переживание является значимым. При этом мысли, идеи, сущности «даются» прежде все­го через языковые выражения и психические пере­живания.

Гуссерль стремился обнаружить структуру пе­реживаний истины как потока (целостности). Его элементы - феномены2: текучее сознание, мнение, обнаружение чего-либо (наглядно или ненаглядно представляемого, символического или вымышлен­ного и т. п.). Рассматривать их надо так, как они даются, «схватываются» в интуитивном акте (их надо переживать).

Феномен является «первичной данностью» со­знания (непосредственной очевидностью), в кото­рой выделяются «слои»:

1. Словесная языковая оболочка, взятая в смыс­ле физических процессов речи, письма, обозначе­ния и т. д.

2. Психологические переживания - многооб­разные эмоции познающего.

3. Сами «смысл» и «значение» познавательного переживания.

­­4. Полагаемый через значение «предмет». Только третий и четвертый слои, как важней­шие аспекты феноменов, подвергаются анализу в феноменологии, тогда как первый и второй не ин­тересуют феноменолога.

«Значение» не зависит от эмпирических или реальных высказываний: оно определяется тем, что в рамках высказывания, выражающего то или иное переживание, уже заключено (конституируется) от­ношение к предмету (всеобщим предметам - сущ­ностям). Предмет предстает сознанию вместе со смыслом: последний всегда является «сополагае­мым». Для Гуссерля употреблять высказывание в соответствии со смыслом и при помощи высказы­вания вступать в отношение к предмету (представ­лять предмет) - значит одно и то же. Следова­тельно, способом «вычленения» предметов является готовая мысль: вычленение осуществляется через феномены сознания из них. Отсюда предмет рас­сматривался исключительно как «коррелянт» со­знания, т. е. только зависимо от его типа, состо­яния, направленности. При этом его «функция»состоит лишь в том, чтобы быть неотделимым от потока феноменов. Ввиду этого сознание предмет­но: оно направлено на предмет, активно «констру­ирует» последний. (Позиция же рационализма со­стоит в систематическом изгнании субъективности из состава конструирующих фактов «внешней» среды).

Таким образом, теория «предметности» Гуссер­ля по сути являл ась учением об особых типах сознания (психолого-эмоциональных реакциях), которые можно различать в пределах самого со­знания, но не о реальном взаимодействии субъекта и объекта. В психической сфере нет никакого раз­личия между явлением и бытием. Отсюда основ­ной метод «обнаружения» сущности и структуры сознания есть метод «непосредственного» (внутрен­него) вхождения в поток сознания. Феноменологи­ческий метод - это метод цепосредственного «слияния» С потоком сознания (что в принципе проти­воположно дедуктивно-расчленяющему методу ес­тественных наук).