Английские «новые города»


Таковы главные черты проекта, проработанного весьма подробно вместе с анализами промышленности, решением транспортных вопро­сов, проектом зеленых площадей и зон отдыха. Авторы не забыли даже выделить охраняемые зеленые области для отдыха и спроектировать пешеходные трассы для прогулок жителей в окрестности города. Этот проект системой округов напоминает некоторые теоретические концеп­ции, рассмотренные нами в предыдущих главах.

Планировка самой застраиваемой территории лишь намечена в ра­диально-кольцевой системе коммуникаций, в системе обслуживания и в проекте последовательного членения жилой территории на микро­районы с числом жителей 5—10 тыс., «что представляет максималь­ную величину социальной единицы, которую мы считаем приемлемой и которую мы поэтому предложили в плане лондонского графства»5. Величина микрорайона, далее делимого на группы по 100—300 семей, выводилась из количества жителей, имеющих детей и потому завися­щих от начальной школы. Для среднего микрорайона в плане приведены соответствующие расчеты и несколько примеров конкретного градо­строительного решения. Составной частью проекта является также план и расчеты города-спутника на 60 тыс. жителей, располагаемого на од­ном из предложенных мест у города Онгар в Эссексе.

Авторы предложили свой проект только как предварительную кон­цепцию, рекомендуя разработать на его основе генеральный план горо­да, по которому молено было бы руководить строительством и дальней­шим развитием. Первой предпосылкой планомерного развития Лондона они считали преобразование его административных органов и особенно деятельность авторитетного планирующего учреждения для всей лон­донской области.

Некоторые принципы плана Большого Лондона начали реализовать в первые послевоенные годы. В 1946 г. был издан закон о новых горо­дах, в соответствии с которым только вокруг Лондона, в среднем на расстоянии 40—50 км от него, началось строительство восьми городов-спутников, из которых два воздвигались на местах, предложенных пла­ном Аберкромби. Кроме того, на расстоянии 60—100 км было выбрано 12 существующих городов — «expanding towns», с которыми Лондон заключил договор о переселении жителей и принял на себя обязатель­ства, касающиеся финансовой помощи.

Всего после войны в Англии было заложено 15 новых городов. Они строились не на абсолютно свободных территориях и в своем боль­шинстве были связаны с поселениями, имевшими в целом 133 302 корен­ных жителя. Средняя перспективная величина была определена в 50— 70 тыс. жителей, что в целом составляет 895 тыс. человек. В настоящее время в этих городах живет свыше полумиллиона человек. В их градо­строительном решении были использованы некоторые принципы горо­дов-садов, касающиеся главным образом озеленения и преобладания малоэтажной застройки с низкой плотностью населения. Жителям были созданы здоровые условия жизни. Архитектурное решение новых жилых комплексов и, в частности, их торговых и общественных центров вместе с пространствами для пешеходов отличается тщательностью. Новые английские города бесспорно относятся к наиболее интересным резуль­татам послевоенного градостроительства6.

Однако строительство новых городов вызвало и критику. Обнару­живается тот факт, что проживание в новых городах доступно лишь для обеспеченных слоев населения и что поэтому жилищная проблема не решается как раз там, где она наиболее остра. В новых городах не уда­лось создать удовлетворительной среды для общественной жизни. Кри­тикуется также невыразительность общего решения, слишком низкая плотность населения и бесконечное море небольших индивидуальных домов. Психологи констатируют, что в новых городах не формируются дружеские связи и люди живут во взаимной изоляции. В последних