Английские «новые города»
Таковы главные черты проекта, проработанного весьма подробно вместе с анализами промышленности, решением транспортных вопросов, проектом зеленых площадей и зон отдыха. Авторы не забыли даже выделить охраняемые зеленые области для отдыха и спроектировать пешеходные трассы для прогулок жителей в окрестности города. Этот проект системой округов напоминает некоторые теоретические концепции, рассмотренные нами в предыдущих главах.
Планировка самой застраиваемой территории лишь намечена в радиально-кольцевой системе коммуникаций, в системе обслуживания и в проекте последовательного членения жилой территории на микрорайоны с числом жителей 5—10 тыс., «что представляет максимальную величину социальной единицы, которую мы считаем приемлемой и которую мы поэтому предложили в плане лондонского графства»5. Величина микрорайона, далее делимого на группы по 100—300 семей, выводилась из количества жителей, имеющих детей и потому зависящих от начальной школы. Для среднего микрорайона в плане приведены соответствующие расчеты и несколько примеров конкретного градостроительного решения. Составной частью проекта является также план и расчеты города-спутника на 60 тыс. жителей, располагаемого на одном из предложенных мест у города Онгар в Эссексе.
Авторы предложили свой проект только как предварительную концепцию, рекомендуя разработать на его основе генеральный план города, по которому молено было бы руководить строительством и дальнейшим развитием. Первой предпосылкой планомерного развития Лондона они считали преобразование его административных органов и особенно деятельность авторитетного планирующего учреждения для всей лондонской области.
Некоторые принципы плана Большого Лондона начали реализовать в первые послевоенные годы. В 1946 г. был издан закон о новых городах, в соответствии с которым только вокруг Лондона, в среднем на расстоянии 40—50 км от него, началось строительство восьми городов-спутников, из которых два воздвигались на местах, предложенных планом Аберкромби. Кроме того, на расстоянии 60—100 км было выбрано 12 существующих городов — «expanding towns», с которыми Лондон заключил договор о переселении жителей и принял на себя обязательства, касающиеся финансовой помощи.
Всего после войны в Англии было заложено 15 новых городов. Они строились не на абсолютно свободных территориях и в своем большинстве были связаны с поселениями, имевшими в целом 133 302 коренных жителя. Средняя перспективная величина была определена в 50— 70 тыс. жителей, что в целом составляет 895 тыс. человек. В настоящее время в этих городах живет свыше полумиллиона человек. В их градостроительном решении были использованы некоторые принципы городов-садов, касающиеся главным образом озеленения и преобладания малоэтажной застройки с низкой плотностью населения. Жителям были созданы здоровые условия жизни. Архитектурное решение новых жилых комплексов и, в частности, их торговых и общественных центров вместе с пространствами для пешеходов отличается тщательностью. Новые английские города бесспорно относятся к наиболее интересным результатам послевоенного градостроительства6.
Однако строительство новых городов вызвало и критику. Обнаруживается тот факт, что проживание в новых городах доступно лишь для обеспеченных слоев населения и что поэтому жилищная проблема не решается как раз там, где она наиболее остра. В новых городах не удалось создать удовлетворительной среды для общественной жизни. Критикуется также невыразительность общего решения, слишком низкая плотность населения и бесконечное море небольших индивидуальных домов. Психологи констатируют, что в новых городах не формируются дружеские связи и люди живут во взаимной изоляции. В последних