Бюджетная структура организации
Тема 2. Процесс бюджетирования в организации
Этапы внедрения системы бюджетирования
Функции бюджетирования
Бюджетная структура организации
Этапы внедрения системы бюджетирования | |
Наименование этапа | Содержание |
Аналитический | внутренней и внешней документации; организационной структуры (ее вид, правовой статус подразделений); механизмов управления Создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающее разработку новых отчетов по подразделениям с учетом специфики деятельности организации Распределение операционных планов по центрам финансовой ответственности и определение методики их формирования |
Организационный | Описание существующей методики оперативного планирования (составления операционных планов и итоговых бюджетов), определение периода планирования, применяемого на предприятии Анализ соответствия методики планирования (составления операционных планов и итоговых бюджетов) и методики формирования управленческой отчетности по фактическому исполнению планов и бюджетов Создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования Формирование финансовой структуры (распределение подразделений организации по центрам финансовой ответственности) |
Концептуальный | Разработка положения о финансовой структуре; Описание набора показателей, необходимых для формирования бюджетов (набор статей доходов и расходов, источников денежных средств и направлений их использования); Пересмотр старых или разработка новых внутренних стандартов; Определение набора операционных и дополнительных (вспомогательных) планов организации; Определение последовательности формирования операционных планов; Определение уровней бюджетного процесса (степени вложенности операционных планов) по подразделениям организации. |
Методологический | Разработка методики бюджетирования Создание форм плановых документов Создание методик формирования операционных бюджетов по центрам финансовой ответственности Создание методики формирования итоговых бюджетов организации на основе операционных планов центров финансовой ответственности Описание порядка консолидации операционных планов центров финансовой ответственности в бюджеты организации Разработка положения о бюджетировании |
Технологический | Разработка последовательности составления бюджетов Определение последовательности и сроков составления бюджетов организации Распределение функциональных обязанностей между исполнителями Разработка или приобретение необходимого программного обеспечения и его установка во внутренней сети организации Разработка регламента процесса бюджетирования; Привлечение и обучение руководителей подразделений по методике бюджетирования, обучение пользователей работе с программным продуктом |
К функциям бюджетирования в организации относят следующие: планирование, координация различных видов деятельности, стимулирование руководителей, контроль текущей деятельности, оценка выполнения плана, обучение менеджеров, делегирование полномочий.
Функция планирования состоит в определении финансовых целей и мероприятий, обеспечивающих их достижение. Разработка бюджетов является самым детализированным видом планирования, позволяющим определить источники образования и назначение расходования денежных средств и материальных ресурсов, предназначенных для обеспечения задач, поставленных перед организацией и ее подразделениями. Кроме того, бюджетирование позволяет прогнозировать состояние активов и обязательств организации на момент окончания бюджетного периода.
Функция координации различных видов деятельности и отдельных подразделений, согласование интересов государства, работодателей отдельных работников или их групп реализуются следующим образом.
В процессе разработки бюджета координируются отдельные виды деятельности различных подразделений таким образом, чтобы все они работали согласованно, делая свой вклад в достижение целей всей организации.
Функция стимулирования руководителей всех рангов к достижению целей своих подразделений и, следовательно, целей всей организации заключается в том, что каждый руководитель должен точно знать, чего ожидают от его подразделения. Стимулирующая роль бюджета проявляется еще больше, если руководители принимают активное участие в разработке бюджета своего подразделения. Практика, согласно которой все уровни управления принимают непосредственное участие в разработке бюджетов по подразделениям или функциям, а также в подготовке главного, общего, бюджета на предстоящий период, называется планированием с участием исполнителей.
Функция контроля текущей деятельности заключается в обеспечении плановой дисциплины. Бюджет представляет собой отчет о желаемых результатах на момент формирования бюджета. Тщательно подготовленный бюджет является фактически наилучшим стандартом, с которым сравнивают достигнутые результаты, так как он включает оценку всех переменных, которые прогнозировались во время разработки бюджета.
Сравнение фактических данных с их бюджетными значениями указывает области, куда в первую очередь следует направить внимание управляющих и необходимые управленческие воздействия.
Анализ отклонений фактически достигнутых результатов от плановых данных бюджета может:
-помочь идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;
-выявить новые возможности, не предусмотренные процессом разработки бюджета.
Функция оценки выполнения плана подразделениями и их руководителями заключается в следующем. Сравнение фактических и бюджетных данных за год часто является базой для оценки деятельности каждого подразделения и его руководителя. В некоторых организациях премии руководителей рассчитываются как определенный процент от положительного отклонения по его подразделению, например, от суммы сэкономленных материалов, фондов оплаты труда.
Функция обучения менеджеров реализуется таким образом. Бюджет служит хорошим средством обучения руководителей. Составление бюджетов способствует изучению в деталях деятельности своих подразделений, взаимоотношений между подразделениями и по организации в целом. Это особенно важно для лиц, вновь назначенных на руководящие должности подразделения. Каждый руководитель, имеющий опыт разработки годового бюджета для своего подразделения, может оценить обучающую природу процесса бюджетирования.
Функция делегирования полномочий проявляется следующим образом. Одобрение руководством организации бюджета подразделения является признанием того, что в дальнейшем оперативные решения могут приниматься на уровне этого подразделения децентрализованно, если они не выходят за установленные бюджетом рамки. Если же бюджеты на уровне подразделений не разрабатываются, руководство организации вряд ли будет склонно к децентрализации процесса принятия оперативных решений.
return false">ссылка скрытаФункции бюджетирования реализуются с помощью создания бюджетной структуры организации, к которой относятся центры планирования, центры финансовой ответственности и центры затрат. Их работа направлена на составление обоснованных планов по функциональным областям деятельности организации и получение на их основе заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования. Такая схема представлена на рис. 1.1.
Разработка реальных заданий зависит прежде всего от системного и четкого распределения функций бюджетного планирования между структурными подразделениями организации. Это обеспечивается внесением соответствующих изменений в должностные инструкции сотрудников, закрепляющих за ними перечень конкретных задач бюджетирования.
Формирование бюджетной системы начинается с выделения структурных подразделений и должностных лиц, занимающихся бюджетированием в организации. К ним относятся: директор по бюджету, бюджетный комитет, отдел бюджетного планирования и анализа, центры планирования, центры финансовой ответственности и центры затрат.
Бюджетную систему организации возглавляет директор по бюджету, который отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор, он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов.
Для управления бюджетным процессом в организации создается бюджетный комитет.
Бюджетный комитет — это составленная из руководителей верхнего уровня консультативная группа, которая может включать и внешних консультантов, являющаяся постоянно действующим органом, занимающимся проверкой стратегических и финансовых планов, дающим рекомендации, разрешающим разногласия, оперативно вносящим коррективы в деятельность организации, определяющим иерархию бюджетов и их регламент. Решения бюджетного комитета утверждаются руководителем организации.
Регламент системы бюджетирования — документы, в систематизированной форме представляющие описание процедур финансово- экономического планирования, учета, анализа и контроля, действующих в организации. Регламенты бюджетирования разделяют на временные и организационные. Временной и организационный регламенты бюджетирования включают в себя регламенты по планированию, учету, анализу.
Если в организации нет бюджетного комитета, который наделен полномочиями перераспределять средства между статьями бюджета, разрабатывать меры по ликвидации дефицита бюджета, наказывать и поощрять ответственных лиц, то система бюджетирования не только не эффективна, но и становится бессмысленной. Для деятельности бюджетного комитета важна коллегиальность, т.е. членами бюджетного комитета должны быть руководители всех направлений.
Все решения бюджетного комитета обязательны к исполнению. При этом должен неукоснительно выполняться принцип финансовой дисциплины, т.е. финансовая служба осуществляет только те платежи, которые включены в плановый бюджет. Исключение может сделать только руководитель организации.
Отдел бюджетного планирования и анализа создается для решения следующих задач:
· руководство и организация работ по бюджетному планированию;
· проведение системного анализа всех видов деятельности организации и ее структурных подразделений;
· организация и методическое обеспечение разработки перспективных и краткосрочных прогнозов экономического развития организации в соответствии с потребностями рынка;
· контроль за выполнением подразделениями организации бюджетов;
· организация статистического учета по всем технико-экономи- ческим показателям работы организации и сдачи отчетности в установленные сроки;
· реализация решений бюджетного комитета и организация мероприятий по их выполнению, работа с конкретными исполнителями.
Структурно отдел бюджетного планирования и анализа может состоять из пяти групп:
1. аналитическая группа по системному анализу и формированию сводного бюджета;
2. группа планирования доходов;
3. группа планирования управленческих, коммерческих расходов, капитальных вложений, расходов по социальной сфере;
4. группа планирования производственных расходов и запасов;
5. группа управления имуществом.
Центры планирования (ЦП) — это структурные подразделения организации или должностные лица, имеющие исключительное право на определение основных тенденций работы организации посредством составления бизнес-планов, которые представляют собой совокупность предполагаемых данных, отражающих особенности внешней и внутренней среды организации на будущий период. Бизнес-планы дифференцируются по направлениям прогнозирования: спрос, нормируемые затраты, налогообложение, инфляция и т.д. При необходимости возможна более глубокая детализация бизнес-планов. Например, спрос может подразделяться на спрос на внутреннем рынке и экспортный спрос; нормируемые затраты — на затраты на электроэнергию, сырье, вспомогательные материалы, оплату труда и т.д. Степень детализации бизнес-планов влияет на эффективность процедуры бюджетирования. По возможности все прогнозные данные должны быть структурированы таким образом, чтобы каждый сотрудник, инициирующий появление какой-то бюджетной информации, отвечал за определенный бизнес-план.
Обработка бизнес-планов происходит под контролем отдела бюджетного планирования и анализа, который выступает внутренним экспертом и координирующим органом деятельности центров планирования.
Основная цель обработки бизнес-планов — получение реалистичных бизнес-заданий и их доведение до центров финансовой ответственности. Каждый ЦП должен взаимодействовать со строго определенными центрами финансовой ответственности.
Центры финансовой ответственности (ЦФО) — структурные подразделения организации или должностные лица, в функциональные обязанности которых входит контроль за формированием плана деятельности организации, состоящего из совокупности бизнес-заданий, а также за движением материально-финансовых ресурсов по закрепленным за ЦФО статьям на этапе фактической реализации запланированных мероприятий. Иерархическая система ЦФО образует финансовую структуру организации, частично являющуюся аналогом организационной структуры.
В организации рекомендуется выделять следующие ЦФО (центры принятия управленческих решений):
· по прибыли (например, управление финансами и экономикой, управление маркетинга), где происходит реальное увеличение стоимости конечного продукта. Основная их задача — максимизировать рыночную стоимость изделия при минимизации затрат;
· по выручке (например, коммерческое управление), где готовый продукт (изделие) обратился в реальные деньги. Основная задача — максимизировать продажи и цену (с учетом рыночных ограничений), при этом сокращая затраты на процесс продажи;
· по инвестициям (например, управление технического развития), где организация аккумулирует средства, ожидая получить прибыль. Основная задача центров инвестиций — исполнение инвестиционного проекта, т.е. возвращение организации ожидаемой прибыли в ожидаемые сроки;
· по затратам (например, управление производством и управление технического обеспечения и ремонта), где не происходит прямое увеличение стоимости продукта, хотя реально его стоимость увеличивается. Основная задача — рационально использовать свой бюджеты, максимизируя свою полезность при минимизации затрат.
Четкое определение состава ЦФО позволяет более эффективно внедрить сквозную систему бюджетирования в организации.
Деятельность ЦФО регламентируется положением об их создании, договором между ЦФО и руководством организации, положением о внутреннем ценообразовании, системой бюджетирования.
Центры затрат (ЦЗ) определяют направления расходования материально-финансовых ресурсов организации. Как правило, ЦЗ — это обособленные структурные подразделения организации, в которых имеется возможность организовать нормирование, планирование и учет затрат на производство.
В организации ЦЗ представляют собой отдельные объекты аналитического учета. Порядок обобщения расходов повторяет соподчи- ненность в организационной структуре управления.
При формировании ЦЗ необходимо учитывать следующие требования:
· в каждом ЦЗ должны быть показатели для измерения объема деятельности и основа для распределения расходов;
· в каждом ЦЗ должен быть ответственный за расходование ресурсов;
· степень детализации бюджета должна быть достаточной для анализа, но не избыточной, чтобы ведение учета не было слишком трудоемким;
· желательно, чтобы для любого вида затрат организации существовал такой центр, для которого эти затраты являются прямыми (см. раздел 1, п. 1.2);
· на ЦЗ желательно относить только прямые затраты (непосредственно связанные с его работой), а распределение общехозяйственных затрат не учитывать.
С точки зрения бюджетного управления (контроллинга) управление персоналом можно рассматривать как ЦЗ, и тогда его целевая функция — рационально использовать свой бюджет, максимизируя полезность (результативность) персонала при минимизации затрат на его формирование, использование и развитие.
Однако управление персоналом можно рассматривать и как центр инвестиций, и тогда его основная задача — возвращение организации ожидаемой прибыли от вложений, сделанных в развитие персонала в ожидаемые сроки.
Технология бюджетирования (бюджетный процесс) может осуществляться снизу вверх (структурные подразделения направляют свои предложения, которые утверждаются высшим руководством) или сверху вниз (руководство доводит контрольные цифры до каждого подразделения). В практической деятельности используется алгоритм бюджетирования, включающий следующие взаимосвязанные этапы.
1. Подготовка и анализ необходимой информации. На данном этапе необходимо оценить деятельность текущего периода и спрогнозировать результаты ее завершения, ответив, в частности, на следующие вопросы: выполнены ли планы текущего периода; какова внешняя и внутренняя среда организации и как она изменяется; существуют ли отклонения фактических показателей от плановых и каковы их причины; превышают ли затраты на достижение желаемого результата средства, которые планировались изначально?
2. Формулировка целей и задач деятельности организации. На этом этапе ставятся цели и задачи на следующий период деятельности в соответствии со стратегическим планом развития организации. Цели должны иметь конкретные формулировки и количественные характеристики, по которым можно будет судить о степени их достижения.
3. Формирование целевых показателей деятельности и бюджетных ограничений. Целевые показатели деятельности определяют в количественном и стоимостном выражении цели, которые ставят собственники перед исполнительным руководством организации на предстоящий год. Относительно этих целевых показателей планируются доходы и структура расходов организации и принимаются необходимые управленческие решения. Целевые показатели формулируются в письменном виде и доводятся до руководителей подразделений в приказе о разработке бюджета на предстоящий год. К целевым показателям относят, например, долю расходов на отплату труда, среднесписочную численность по категориям, направления распределения чистой прибыли (на дивиденды, инвестиции, фонды социального развития, стимулирование исполнительного руководства и пр.).
После установления целевых показателей необходимо определить возможные ограничения, которые могут воспрепятствовать выполнению поставленных задач. В общем случае к ограничениям могут относиться:
· недостаточность средств для исполнения бюджета;
· недостаточное для исполнения бюджета число работников, имеющих требуемую квалификацию и опыт;
· невозможность приобретения ресурсов по приемлемым ценам;
· потребность в слишком дорогой технологии;
· ужесточение конкуренции;
· действующее законодательство;
· корпоративная культура и т.д.
1. Выявление полного перечня альтернативных бюджетов. На данном этапе необходимо определить и проанализировать все возможные варианты деятельности организации, обеспечивающие реализацию поставленных задач.
2. Выбор допустимых вариантов бюджетов. Альтернативы, выявленные на предыдущем этапе, необходимо проанализировать с точки зрения различных ограничений (ресурсных, юридических, социальных и др.). Конечным результатом работ на данном этапе является составление вариантов бюджетов, удовлетворяющих ограничениям.
3. Предварительный выбор лучшего варианта бюджета. Проводится детальный анализ вариантов бюджетов с точки зрения возможности достижения поставленных целей, затрат ресурсов, соответствия конкретным условиям реализации альтернатив. Конечным результатом работы на этом этапе является предварительный выбор варианта бюджета.
4. Оценка варианта бюджета со стороны бюджетного комитета. Этот этап помогает избежать конфликтов, получить от бюджетного комитета поддержку новых инициатив, определить узкие места, требующие дальнейшего обсуждения. Таким образом укрепляется общность в отношениях между руководителями и исполнителями, разрабатывающими и принимающими бюджет.
5. Корректировка бюджета. Если на предыдущем этапе выявлена необходимость корректировки, то нужно внести в бюджет дополнительную информацию, после чего представить его на обсуждение бюджетного комитета.
6. Выбор и утверждение окончательного бюджета. После того как бюджет прошел обсуждение в бюджетном комитете, его можно представить директору по бюджету для утверждения.
7. Обеспечение работ по выполнению бюджета. Чтобы бюджет стал эффективным и полезным инструментом, его должны понимать исполнители на функциональном уровне. Для этого он должен быть представлен руководством организации, которое акцентирует внимание на ответственных за направления расходования средств и их сбор, сроках исполнения бюджета и т.д.
8. Выполнение бюджета. После утверждения заданий для подразделений организации начинается этап исполнения бюджета.
Бюджетирование должно охватывать все сферы деятельности организации. От правильности составления списка бюджетных статей во многом зависит успех внедрения системы бюджетирования. Это касается и кадровых служб российских организаций, роль которых связана, как правило, с выполнением оперативных задач. Это обусловлено тем, что:
1. незначительное число организаций использует стратегические подходы к планированию;
2. отсутствуют специализированные службы и системный подход к управлению персоналом;
3. в большинстве случаев функционируют отделы, выполняющие узкие функции и не связанные единой целью (отдел кадров, отдел труда и заработной платы, бухгалтерия, отдел подготовки кадров);
4. невелика численность специалистов по управлению персоналом, имеющих профильное образование и достаточный опыт работы.
Наделение службы персонала полномочиями по бюджетированию персонала предусматривает знание затрат на персонал, связанных с реализацией таких основных функций управления персоналом, как:
1. формирование персонала (определение потребности в персонале, анализ и проектирование трудовых процессов, планирование количественной и качественной потребностей — численности и профессионально-квалификационной структуры) для реализации стратегических и тактических целей, обеспечение персоналом (набор и отбор), адаптация, высвобождение персонала);
2. использование персонала (организация системы вознаграждений — компенсации, социальный пакет, нефинансовые вознаграждения, регулирование трудовых отношений — соблюдение ТК РФ), обеспечение условий труда (рабочее место, безопасность труда), аудит и контроль персонала (анализ бюджета и трудовых показателей — фонда заработной платы, баланса рабочего времени, численности персонала, производительности труда, текучести персонала);
3. развитие (оценка, обучение, планирование карьеры).
Реализация этих функций происходит в рамках определенных
финансовых возможностей и ограничений организации, связанных с затратами на ее хозяйственную деятельность. При этом бюджетирование становится не только инструментом управления, позволяющим учитывать отклонения фактических количественных показателей по статьям доходов и расходов от запланированных (бюджетных), но и инструментом оптимизации этих затрат, в том числе на персонал.
Таким образом, разработка бюджетов по комплексным функциям управления персоналом происходит в рамках общего бюджета организации с учетом стратегии ее развития (рис. 1.2).
Бюджет затрат на содержание служб управления персоналом — нормативный документ организации, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени ее совокупные затраты, предназначенные для эффективной работы соответствующих служб и позволяющие реализовывать стратегию развития организации. Данный бюджет можно распределять по подразделениям в соответствии с трудозатратами специалистов по управлению персоналом.
Бюджет затрат на формирование персонала — нормативный документ организации, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени ее совокупные затраты, предназначенные для планирования, найма и высвобождения персонала, позволяющие реализовывать стратегию развития организации.
Бюджет затрат на использование персонала — нормативный документ организации, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени ее совокупные затраты, предназначенные для адаптации и функционирования персонала, позволяющие реализовывать стратегию развития организации.
Бюджет затрат на развитие персонала — нормативный документ организации, представляющий в систематизированной форме на заданном интервале времени ее совокупные затраты, предназначенные для оценки, обучения персонала и формирования кадрового резерва, позволяющие реализовывать стратегию развития организации.
Порядок разработки данных бюджетов рассмотрен далее. Составление любого бюджета — это прежде всего определение затрат на реализацию производственной или управленческой функции, их классификация, анализ системы их возмещения и возможностей оптимизации.