ВЫБОР КОНСТРУКЦИИ ЭКИПАЖНОЙ ЧАСТИ ТЕПЛОВОЗА

Экипажная часть тепловоза предназначена для размещения основного (силовой установки) и вспомогательного оборудования и его защиты от внешнего воздействия. Отдельные узлы экипажной части, например, тележки служат для создания (во взаимодействии с рельсами) силы тяги и передачи вертикальных нагрузок на рельсы и горизонтальных (тормозных, тяговых и направляющих) к вагонам поезда.

Экипажная часть современных тепловозов состоит из следующих узлов:

- главная рама локомотива с автосцепками;

- кузов;

- кабина машиниста;

- тележки (ходовая часть экипажа).

Главная рама тепловоза является основанием для дизель-электрической (или дизель-гидравлической) установки. На ней также размещаются кузов и кабины машиниста, а также основная часть вспомогательного оборудования тепловоза.

Через главную раму передаются вертикальные нагрузки (от веса оборудования) на тележки локомотива, а также горизонтальные усилия с помощью автосцепок - к составу поезда.

Кузов с кабинами машиниста служит для внешнего ограждения и защиты от атмосферных воздействий основных узлов и агрегатов тепловоза, а также для создания необходимых условий работы локомотивной бригаде.

Тележки - это наиболее сложные и ответственные части экипажа тепловоза, непосредственно взаимодействующие с рельсовой колеей. Их часто называют ходовой частью локомотива. К основным узлам тележки относят: колесные пары, буксы, тяговый привод колесных пар, рессорное подвешивание, раму тележки, опорно-возвращающие устройства (ОВУ) и устройство передачи силы тяги на главную раму тепловоза (например, шкворень).

Структурная схема экипажной части тележечного тепловоза представлена на рис. 2.

Необходимо отметить, что ряд серий промышленных тепловозов небольшой (до 300 кВт) мощности, имеющих две или три оси и, следовательно, небольшую длину главной рамы, строят без тележек, а колесные пары с буксами и рессорным подвешиванием размещают в главной раме тепловоза. Называют такие тепловозы локомотивы нетележечного типа. К нетележечным тепловозам следует отнести серии: ТГК, ТГК-2, ТГМ61, ТГМ1, ТГМ23 (всех модификаций).

Особо нужно подчеркнуть, что все серии отечественных промышленных тепловозов имеют кузова капотного типа. В качестве примера на рис. 3 приведена схема расположения основных элементов экипажной части нетележечного тепловоза ТГМ23В.

Структурная схема экипажной части нетележечного тепловоза ТГМ23В представлена на рис.4.

 

 

 

 

 

При выполнении курсового проекта необходимо руководствоваться следующим:

1. Изучить разделы технической литературы, рекомендованной преподавателем, в которых описана конструкция экипажной части тепловоза-аналога (серийного тепловоза, наиболее близкого по мощности к проектируемому).

2. Исp>- составить структурную схему экипажной части проектируемого локомотива;

- описать конструктивные особенности всех узлов, входящих в структурную схему экипажной части; при этом желательно в пояснительной записке привести рисунки с принципиальными схемами устройства отдельных узлов экипажной части, которые могли бы иллюстрировать текст записки, объясняющий конструкцию и принципы работы данного узла;

- рассмотреть более подробно конструкцию колесной пары проектируемого тепловоза; отдельно привести профиль бандажа со всеми характерными размерами и знать назначение его отдельных элементов; описать процесс формирования колесной пары;

- быть готовым объяснить принцип работы и назначение каждого из основных элементов экипажной части, последовательность передачи тяговых усилий (силы тяги) от любой колесной пары на автосцепки тепловоза.