Административно-распорядительные методы управления

Административно-распорядительные методы занимают особое место в системе управления, что вытекает из боль­шого значения организационных факторов в обеспечении эффективной деятельности экономической системы любого уровня.

Административно-распорядительные методы воздействия призваны:

1. Обеспечить организационную четкость, дисциплиниро­ванность и эффективность работы управленческого аппарата.

2. Поддерживать необходимый распорядок в работе пред­приятия, приводить в действие постановления, приказы и решения руководящих лиц.

3. Проводить работу с кадрами, реализовывать принятые решения.

Административно-распорядительное воздействие в отли­чие от экономических методов, действующих на объект уп­равления косвенно, носит директивный характер (приказы, распоряжения), дает однозначное решение проблемы и пря­мо воздействует на поведение объекта управления.

Административно-распорядительные методы представля­ют собой систему способов и приемов, обеспечивающих це­ленаправленное, планомерное, слаженное и эффективное функционирование управляющей и управляемой систем, т. е. аппарата управления и всех элементов организации.

Административно-распорядительные методы управления опираются:

1) на систему законодательных актов федерального и ме­стного значения;

2) на нормативно-директивные и методические докумен­ты организации (приказы, распоряжения и указания руково­дителя);

3) на планы, программы и задания;

4) на оперативное руководство.

В систему законодательных актоввходят конституцион­ные и федеральные законы, указы президента, постановле­ния правительства, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные органами федеральной и местной вла­сти для обязательного применения на территории всей стра­ны и ее отдельных субъектов.

Законодательные акты федерального значения должны быть объединены в систему, основными целями которой яв­ляются: повышение качества жизни населения; создание конкурентной среды; эффективное использование природ­ных ресурсов, труда и капитала; развитие макроэкономики страны и инфраструктуры всех регионов; применение совре­менных методов экономического регулирования и менедж­мента.

В систему законодательных актов регионов входят анало­гичные федеральным акты, дополняющие и подробнее рас­крывающие их сущность. Основное требование, предъявля­емое к региональным нормативным актам, — это отсутствие противоречий федеральному законодательству.

В систему нормативно-директивных и методических до­кументов организациивходят стандарты, методики, поло­жения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы и действующие только в данной фирме.

Система взаимосвязанных планов, программ и заданийтоже относится к административным методам менеджмента, так как они регламентируют порядок работы управляющей и управляемой подсистем системы управления организации.

Выделяются пять основных форм власти:

1. Власть, основанная на принуждении. Исполнитель ве­рит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-либо на­сущной потребности.

2. Власть, основанная на вознаграждении. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность или доставить удовольствие.

3. Экспертная власть.Исполнитель верит, что влияю­щий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

4. Эталонная власть (власть примера).Характеристики или свойства влияющего настолько привлекательны для ис­полнителя, что он хочет быть таким же, как влияющий.

5. Законная (традиционная) власть.Исполнитель ве­рит, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что его долг — подчиняться им.

Любая власть основана на влиянии. Под влиянием понима­ется любое поведение одного человека, которое вносит из­менения в поведение, отношение и ощущения другого чело­века. Две формы влияния, которые могут побудить исполни­теля к активному сотрудничеству — это убеждение и участие.

Убеждение— это эффективная передача своей точки зрения, а участие — форма влияния, при которой руково­дитель не делает никаких усилий, чтобы навязать подчи­ненному свою волю, а просто направляет его усилия и спо­собствует свободному обмену информацией.