Виды аудирования Умения
а) Аудирование с пониманием основного содержания (Listening for gist) б) Аудирование с извлечением необходимой информации (Listening for specific information) в) Аудирование с полным пониманием (Listening for details) | 1. определять основную мысль 2. определять причинно-следственные связи 3. определять отношение говорящего к событиям и действующим лицам 4. извлекать необходимую фактическую информацию (имена действующих лиц, время, место действия) 5. определять последовательность фактов и событий 6. делать выводы 7. определять основные факты и события 8. догадываться о значении незнакомых слов, словосочетаний и идиоматических выражений из контекста 9. определять основную тему сообщения 10. определять из контекста, в каких отношениях (официальных, нейтральных или дружеских) находятся речевые партнеры |
б) Практико-ориентированные задания
Задание 1.Проанализируйте аудиотексты в одном из УМК и ответьте на следующие вопросы:
№ | Вопросы | ДА | НЕТ |
Имеются ли в УМК аудиотексты? | |||
Если да, то достаточно ли их? | |||
Интересны ли имеющиеся в УМК тексты по содержанию? | |||
Отвечает ли содержание аудиотекстов возрастным особенностям учащихся? | |||
Могут ли учащиеся идентифицировать свой жизненный опыт с содержанием текстов? | |||
Предлагаются ли аудиотексты различных жанров и типов? | |||
Имеются ли тексты страноведческого характера и интересны ли они для учащихся? | |||
Соответствует ли длительность звучания аудиотекстов программным требованиям? | |||
Имеются ли аутентичные аудиотексты? | |||
Имеются ли предтекстовые задания к аудиотекстам? | |||
Содержат ли аудиотексты притекстовые задания? | |||
Имеются ли послетекстовые задания? | |||
Мотивируют и стимулируют ли задания деятельность учащихся? | |||
Имеются ли упражнения, интегрирующие другие виды РД (говорение, письмо)? | |||
Имеются ли песни, записанные на кассету/диск? |
Задание 2. Просмотрите 1—2 тематических раздела и определите, какие из предложенных ниже типов заданий на развитие умений аудирования используются в выбранном вами УМК.
Уровень 1 (не предполагающий никаких самостоятельных речевых действий)
— послушать песню/стихотворение/текст;
— послушать песню/стихотворение/текст и повторить за диктором (в паузу).
Уровень 2 (простых невербальных действий)
— выполнение заданий, предлагающих зарисовать/отметить/выделить/подчеркнуть и т. д. что-то в процессе слушания;
— определить верные/неверные утверждения;
— найти ошибки/несоответствия;
— заполнить таблицу;
— выполнить тест множественного выбора
Уровень 3 (с использованием вербальных кратких ответов)
— вставить пропущенные слова;
— ответить на вопросы;
— прослушать и исправить неверные утверждения
Уровень 4 (с использованием развернутых устных или письменных ответов, предполагающих реализацию комплексных коммуникативных умений) — найти ответы на вопросы (проверяющие не только понимание содержания, но и смысл услышанного)
— решать различные проблемные задания на основе полученной со слуха информации;
— использовать аудиотекст для дальнейшего анализа (в том числе и стилистического) на уровне содержания и смысла, интерпретировать текст;
— кратко записать нужную информацию/вести записи;
— определить основную идею текста;
— пересказ аудиотекста.
Задание 3. Выпишите формулировки заданий на аудирование, представленные в УМК, и определите:
• цель задания;
• механизмы аудирования, которые данное задание развивает и совершенствует;
• действия учащихся по их выполнению;
• наличие необходимых опор;
• какие смежные языковые/речевые/социокультурные умения и навыки данное задание использует и формирует.
Задание 4.Определите, какие задания используются: открытого или закрытого типа. Есть ли в них элемент новизны / проблемности? Насколько интересны могут быть данные задания для учащихся и чем определяется данный интерес: содержанием или формой?
Задание 5.Соотнесите этапы работы с текстом с их содержанием, и заполните следующую таблицу:
Дотекстовый | в процессе прослушивания | послетекстовый |
… |
1. пересказ текста: выборочный, сжатый, по составленному плану, по цепочке;
2. развитие фонематического и интонационного слуха учащихся: прослушивание двух одинаковых предложений и определение сходства или различия в их интонационном оформлении;
3. прослушивание аудиотекста с разными целевыми установками (понимание основного содержания, и т. п.);
4. формирование навыков восприятия и узнавания языковых средств: узнавание определенного звука в словах и т. п.;
5. снятие звуковых трудностей: объяснение значений слов, трудных грамматических явлений;
6. выяснение замысла автора, мотивов, поступков действующих лиц;
7. развитие аудитивной памяти учащихся: повторение фраз с нарастающим объемом за диктором;
8. проверка понимания основного содержания аудиотекста: выбор правильного ответа из нескольких данных, выбор заголовка из нескольких предложенных, составление плана;
9. проверка детального понимания содержания аудиотекста: постановка вопросов разного типа, верные и неверные утверждения, заполнение пропусков;
10. формирование навыков языкового прогнозирования: высказывание предположений о том, какие из предложенных слов встретятся в тексте и т. п.;
11. совершенствование навыков прогнозирования содержания высказывания: по заглавию, по первому (последнему) абзацу;
12. оценка слушающим событий, поступков героев текста;
13. снятие трудностей понимания содержания текста, например, разъяснение неизвестных реалий, прослушивание отдельных, наиболее трудных предложений, выяснение фоновых знаний;
14. предложение своей версии начала (окончания) рассказа.
Задание 6.Дополните таблицу подготовительными упражнениями для формирования аудитивных навыков примерами формулировок:
№ | Упражнения | Формулировки |
Упражнения для обучения речевому слуху (на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова) | ||
Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию | ||
Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти | ||
Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур | ||
Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки | ||
Упражнения на развитие внимания учащихся | ||
Упражнения на развитие воображения | ||
Упражнения на развитие логического мышления |
return false">ссылка скрыта
Задание 7.Распределите следующие задания для контроля понимания аудиотекста по уровням восприятия и переработки информации (1-4, см. Задание 2):
1) Подобрать иллюстрации к тексту иллюстрации
2) ответы на вопросы учителя на родном языке
3) ответы на вопросы учителя на иностранном языке
4) согласие / несогласие с утверждением
5) изобразить услышанное в виде рисунка
6) расположение предложений в логическом порядке
7) сравнение услышанного и фоновых знаний учащихся
8) пересказ текста на иностранном языке
9) выбор предметов, упомянутых в тексте, из предложенных
10) сочинение-продолжение текста
11) определение темы сообщения
12) составление плана текста
13) озаглавливание текста
14) расположение иллюстраций в определенном порядке
15) ролевая игра
16) составление рецензии / оценка прослушанного текста
17) организация дискуссии / круглого стола
18) выполнить тест восстановления
Задание 8.Предложите другие приемы и способы контроля понимания аудиотекста
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 9.Какие приемы проверки понимания, предложенные в Задании 8, подходят
а) для младших школьников __________________________________________________________________
б) для старших школьников________________________________________________________
Впишите их номера.
Задание 10.Проанализируйте видеофрагмент по обучению аудированию и ответьте на следующие вопросы:
· Является ли аудирование в данном случае самостоятельной целью обучения или оно средством формирования смежных языковых и речевых навыков?
· Какому виду аудирования обучает учитель?
• Какие этапы работы с текстом учитель использует, а какие нет и почему?
• Каким образом учитель мотивирует учащихся к слушанию текста?
• Какие трудности языкового / речевого / содержательного / социокультурного характера данный текст представляет для учащихся и как учитель их снимает?
· Какие приемы контроля понимания текста использует учитель?
• Можно ли сказать, что данный фрагмент урока в комплексе решает несколько целей обучения ИЯ, и если да, то какие и в чем это проявляется?
Задание 11. Разработайте фрагмент урока по развитию умений аудировать иноязычный текст. Для этого сформулируйте задачи урока (практическую, воспитательную, развивающую, образовательную)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
этап урока и его задача | деятельность учителя | примечание |
I. Дотекстовый (before listening) - создание мотивационной установки - идентификация текста и антиципация - обсуждение темы/проблемы текста и выявление фоновых знаний учащихся - снятие языковых трудностей II. В процессе прослушивания (while listening) -постановка коммуникативной задачи, прослушивание текста и выполнение заданий на контроль понимания текста III. Послетекстовый (post-listening/follow-up activities) -развитие комплексных коммуникативных умений |
При составлении фрагмента урока не забудьте:
• указать УМК, тему, номер урока;
• определить, будете ли вы обучать аудированию как самостоятельному виду речевой деятельности или на этом уроке аудирование будет выступать как средство формирования комплексных коммуникативных умений;
• написать цель урока/фрагмента урока в общей цепочке уроков по теме;
• просмотреть материал учебника и книги для учителя;
• выписать те упражнения и задания, которые вы хотели бы использовать, определить их цель и желаемый результат;
• подобрать нужный дополнительный материал;
• при необходимости дополнить список заданий;
• выполнить задание самостоятельно, зафиксировать последовательность своих действий и определить, смогут ли ваши потенциальные ученики сделать это так же легко;
• продумать, какие опоры можно предложить классу (отдельным ученикам) в случае затруднений с выполнением каждого задания;
• расположить задания в логической последовательности;
• внести окончательную правку.