Французский театр.

 

Идеи просвещения повлияли на появление во Франции мещанской драмы.

Это жанр, связанный с именем Дени Дидро, связан с эстетикой просветительского реализма.

Основная идея была связана с критикой существующих в обществе порядков. В частности пороков дворянского общества. Создание идеалов 3ого сословия. Главным героем здесь выступает буржуа, который обладает гражданскими нравственными добродетелями.

Кроме мещанской драмы появляется жанр «слезной комедии». Это был синтез трагедии эпохи классицизма и мещанской драмы.

Недостатки этих жанров были преодолены в творчестве Бомарше (Сибирский цирюльник, Женитьба Фигаро). Если первая была слишком поучительна, вторая была сложна в плане того, что было много заимствований.

Он реанимирует традиции театра Мольера, вводя в качестве героя плутоватого молодого человека, который имеет в том числе и фарсовые черты. + традиции комедии дель арте.

Влияние не только на театр, но и на лит-ру 18в., а также на сознание французского общества.

Во Фр.18в. театр рассматривался как общественная трибуна, с которой можно было услышать мнение драматургов, актеров и даже зрителей.

Вальтер: «Нация собирается в портере».

Драматурги стали писать свои произведения «на случай». Проблематика их произведений была связана с политикой, наукой, историей. Костюмы актеров сочинялись также на злобу дня.

Большую роль в развитии франц.театра играли и актеры (госпожа Дюминиль и Клерон). Эти две актрисы связаны с классическим противостоянием во франц.театре – конфликт между театром переживания и театром представления. Дюминиль – эталон театра переживания.

Для Клерон было характерно подражание природе, ее искусство было надменным, холодным. Ее поддерживал Дени Дидро.

Конфликт 2х школ нашел свое отражение в трактате Дидро «Парадокс об актере».

Он указывает на первичность искусства представления перед искусством переживания. Писал о необходимости формировать у актера умения изображать чувства. «Слезы должны капать из мозга». Парадокс заключается в том, что актерская игра должна не изгонять чувства, она должна потрясать зрителей, заражать переживаниями. Но выполнить эту задачу может только тот актер, который владеет собой. Поэтому от актера требуется наблюдательность, рассудочность, отстраненность и спокойствие. На ряду с профессиональным театром существовали ярмарочные и балаганные театры.