История шейкера для коктейлей
Первые упоминания о предшественниках шейкера для коктейлей восходят к 7000 до н.э. В Северной Америке существовал тыквенный горшок, который ценился за возможность его использования в качестве закрытого сосуда. Древние египтяне в 3500 году до н.э. знали, что добавление пряностей в закваску напитков придает им больше вкуса. Можно ли это считать истоками появления коктейля? Археологам еще предстоит найти список рецептов коктейлей, написанных иероглифами внутри Великой Пирамиды Хеопса. Но что нам подлинно известно, так это тот факт, что в 1520 году Кортез написал испанскому королю Чарльзу V из Нового Света об особом пенистом напитке, подаваемом Монтессуме в золотом цилиндре с особым почтением.
За последние 1800 лет, барменским шейкером, как нам это известно, сегодня, стало стандартное ручное орудие ремесленников. Создателем шейкера считается хозяин постоялого двора, который, наливая напитки, предварительно их взбалтывал. Обнаружив, что, смыкая между собой две части горлышка сосуда и взбалтывая его содержимое можно устраивать “небольшое зрелище”.
К концу XIX века во всех гостиницах Нью-Йорка подавали традиционный пятичасовой английский чай, который и явился прямым предшественником возникшего в последствие коктейльного часа, с шейкерами, производимыми для домашнего применения, очень похожими на чайники для заварки.
В 20-х годах XX века в высшем обществе мартини подавали в металлических покрытых серебром шейкерах, тогда как менее состоятельные люди пользовались стаканами или простыми металлическими сосудами. По окончании I Мировой Войны, жертвы сменила эйфория, отмеченная вечеринками и безудержным поиском удовольствий. Смешанные напитки и коктейли были под Запретом. Люди никогда прежде не пробовавшие коктейлей ломились в бары незаконно торгующие спиртным. Культура, находящаяся под запретом обладала могучей силой. Распутники, одной ногой стоящие на акциях железнодорожных компаний, заказывали, выбираемые ими напитки под такими марками как Between the Sheets, Fox Trot и Zanzibar, более раскрепощенные своими поступками и курением, чем своим новым избирательным правом.
International Silver Company, наряду с традиционными шейкерами, также производила шейкеры в форме Boston Lighthouse и в виде сумок для гольфа. Существовали также шейкеры в форме петухов и пингвинов, а из Германии пришли шейкеры в форме цеппелиновских самолетов. Многие из этих форм были достаточно практичными. На пример, шейкер в форме петуха или как его еще называли “хозяин положения” сослужил долгую службу в качестве символа на вывесках таверн. Шейкер в виде пингвина в его привычном “смокинге” символизировал хорошую жизнь. Граф Цеппелин стал первым коммерческим самолетом, пересекшим Атлантику за 111 часовой безостановочный полет, приковавший к себе внимание всего мира.
Подобные бесхитростные дизайны были последним криком моды. Мастерство в смешивании коктейлей и питьевые ритуалы были не менее важны во времена Эпохи Джаза, чем новые разученные па. Разноцветные коктейли со сладкими добавками увеличили незаконные поставки спиртного и помогли избавится от вкуса домашнего самогона. Пока джин, напиток легче поддающийся подделыванию, чем ром или скотч, стал самым популярным, мартини по прежнему оставался самым любимым.
Но настоящий взрыв популярности шейкеров для коктейлей наступил после отмены Запрета в 1933 году. Теперь их часто изображали на серебряных рекламных щитах и их можно было встретить на киноэкранах. Изображение шейкеров и их аксессуаров сопровождало теперь каждый кинопоказ.
Звезды непрерывно потягивали коктейли, если не были заняты прикуриванием сигарет - и то, и другое было величайшим символом изысканности. Ник и Нора Чарльз, очаровательная пара, пролившая свои жизни сквозь нескончаемый мартини в сериале “The thn man”, знали как стильно взболтать напиток, также как это делали десятки тысяч американцев, которые взбалтывали, крутили и раскачивали коктейли шейкером в годы, последовавшие за отменой Запрета. Любители кино смотрели на Фреда и Джинжер танцующих на экране, с бокалами для коктейлей в руках, и хотели иметь собственные символы хорошей жизни, чтобы стряхнуть с себя Великую Депрессию, охватившую всю страну.
Эстетичные фильмы в стиле Арт Деко идеально подходили для руководящего Великой Депрессией коктейльного шейкера. Имея постоянный спрос, фабрики “века машин”перепрофилировались на массовое производство, и стали внедрять их в толпу. Модные, сделанные из материалов high-tech, шейкеры из хрома, нержавеющей стали с отделкой фирмы Bakelite заменили те металлические посеребренные шейкеры и стали рекламироваться как “не тускнеющий, не нуждающийся в полировке ”. Крупнейшие компании по производству посуды, такие как Cambrige, Heisey, Imperial вступили в игру. Создавались ошеломляющие гравировки и дизайны с покрытием из шелка, часто блестящих оттенков красного и синего цветов. Индустриальный дизайн был на пике популярностей и ведущие дизайнеры такие как Russel Wright, Kem Weber, Lurelle Guild создали современные шедевры обтекаемой формы, многие в форме новой божественной архитектуры- небоскребов. Если и существует точный классический шейкер, то это будет гладкий, хромированный “Manhattan Skyscraper serving set” 1936, созданный мастером индустриального дизайна Норманном Белом Геддесом, популярного у коллекционеров сегодня за идеальное сочетание формы и функций.
По окончании 30х годов, шейкеры стали неотъемлемым предметом быта, доступным всем. В каждой семье стоит по меньшей мере один шейкер на полке. Также существовали коктейльные шейкеры в форме кегель для боулинга, гантелей, уличных колоколов и даже в форме женской ноги. Коктейльные вечеринки оказывают влияние на моду, мебель и внутренний дизайн помещений. Кофейные столики превратились в коктейльные, а маленькое черное платье, созданное Коко Шанель из простой причуды стало модой, а теперь является целым институтом.
В начале 1940х годов, Великая Депрессия окончилась, но не так, как многие надеялись. Она окончилась 7 декабря 1941 года. Золотая Эра коктейльных шейкеров завершилась, и началось американское участие во II Мировой Войне. Весь металл использовался в военных целях. Компании прежде производившие шейкеры для коктейлей теперь выпускали снаряды. После войны не многие думали о шейкерах. Мы жили в Атомную Эпоху, думая о самолетах с реактивными двигателями и о новых хромированных машинах.
В начале 60х годов, наблюдалось короткое возрождение интереса к коктейльным шейкерам, когда новые дома с характерным цокольным этажом, называемые “комнатами для рока” оснащались барами. Но кнопочная эра лишила нас радости смешивания напитков. Шейкеры стали производить на батарейках. Что еще хуже, приобрели популярность электроблендеры: брось туда не много льда, напиток по вкусу, упаковку “redi-mix” легкое прикосновение к выключателю и …
Исчезли церемонии и ритуалы, исчезло шоу. Несколько удивительно как легко, как этих звезд 1930х годов отправили в отставку.
И там они и лежат- в общенародных мансардах и чуланах,- ожидая, что их возродят к жизни. Более 50 лет прошло, и можно едва различимо услышать сквозь звон кубиков льда, что шейкеры снова становятся символами элегантности.