ЧЕЛОВЕК В ОКРУЖЕНИИ СЕБЕ ПОДОБНЫХ: СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ
Известный отечественный исследователь Я.А. Пономарев изучал процесс решения задач, требующих творческого подхода, в условиях индивидуальной и совместной деятельности.
Было установлено, что в течение 30 минут, отводимых испытуемым для поиска решения, ни один из них, работая индивидуально, не мог самостоятельно решить задачу под условным названием «монотипная модель». Когда же эта задача была предложена группам тех же испытуемых, объединенных по 3 — 4 человека, 70% (!) из них нашли решение в течение тех же 30 минут*.
Известный американский социолог Э. Мэйо вместе с сотрудниками в 20-х гг. XX в. провел эксперимент (имевший четыре стадии) на предприятиях компании «Вестерн электрик» в городе Хотторн (в литературе он известен как хотторнский эксперимент) с целью повышения производительности труда.
Вначале была поставлена цель выяснить, как влияет на производительность труда такой фактор, как освещенность рабочего помещения в сборочном цехе. Сначала экспериментальной и контрольной группам были предложены различные условия труда — соответственно повышенная и обычная освещенность рабочего места. При этом в экспериментальной группе был отмечен рост производительности труда, а в контрольной группе производительность труда осталась на прежнем уровне. На втором этапе новый прирост освещенности дал новый рост производительности труда у экспериментальной группы. На третьем этапе производительность труда в экспериментальной группе продолжала расти, хотя уровень освещенности оставался прежним, а иногда даже снижался до уровня «лунного света». Затем в другой экспериментальной группе значительно улучшили другие условия труда (сделали оптимальной температуру воздуха, установили паузы для отдыха, 2 выходных дня и т.д.). При введении всех этих новшеств производительность труда повысилась, и даже при отмене всех нововведений она хоть и снизилась, но осталась на уровне, более высоком, чем первоначальный. Было обнаружено, что в этой экспериментальной группе производительность устойчиво нарастала без всякой связи с экспериментальными изменениями.
Что же за сила повысила, а затем поддерживала высокую производительность труда в экспериментальных группах? Эта сила —
' Пономарев Я.А. Психология творчества. — М., 1976, с. 303.
271
«групповой дух», социабельность (по терминологии Э. Мейо), стремление принадлежать к какой-то особой группе (в данном случае к экспериментальной). Возникает новый эффект от упорядочивания отношений между людьми, объединенных какой-то, общей задачей.
Более того, хотторнский эксперимент показал, что рабочая группа — это сложно организованное сообщество, которое имеет свои нормы, принятые «неписаные» правила, своих лидеров общественного мнения и т.д. Под воздействием этих неписаных правил работники ограничивали свою производительность, чтобы «не высовываться», не получить больше, чем другие. Такого «передовика» могли бы обвинить в том, что он провоцирует пересмотр руководством норм выработки в сторону их повышения, подвергнуть остракизму.
Иными словами, люди не просто заняты самостоятельным выполнением производственных заданий — они образуют невидимую нить солидарных, сообществленных взаимодействий, которые в существенной степени влияют на их поведение; одобрение коллег или социальный остракизм оказывается даже более действенным средством регулирования трудовой деятельности, чем такие стимулирующие факторы, как повышение зарплаты, одобрение руководства, гарантии занятости и т.д.