Постановка проблемы
Социальные мыслители на протяжении многих веков стремятся установить способ определения основного своеобразия того или иного обустройства социальной действительности, сути организации социальной жизни того, или иного народа на данном историческом отрезке его развития. Это позволило бы докопаться до сути любого общества на любом историческом отрезке его развития, сопоставить, сравнить на самом фундаментальном уровне различные народы в различные исторические эпохи.
Среди множества исследований были и достаточно зрелые, концептуально цельные — например, учение К. Маркса об общественно-экономической формации, основанное на принципе соответствия производительных сил и производственных отношений. Но по мере развития социологии все больше авторитетных исследователей склонялись к тому, что за основу понимания исторического своеобразия организации социальной жизни необходимо принимать, во-первых, те показатели, свойства, которые непосредственно связаны с социальной реальностью, а не технологические или другие внесоциальные факторы — ведь необходимо понять своеобразие не уровня и объема материальных благ и т.п., а собственно социальной жизни. Во-вторых, надо исследовать самое элементарное, повседневно воспроизводимое в социальной жизни, а потому определяющее — наиболее устойчивые характеристики (типы) социальных связей, социальных действий и взаимодействии. (Конечно, понятие социальных действий возникло лишь у М. Вебера, но стремление выявить наиболее устойчивое в повседневной жизни того или иного общества характеризовало поиски и его непосредственных предшественников.)
При таком подходе исследователь как бы докапывается до первооснов, «первокирпичиков» организации социальной жизни, из которых соткана вся ткань социальной реальности, воплощенная как в простых формах, так и в сложных социальных образованиях. Выявленные особенности носят рбщесоциальный характер, приобретая значение базовой характеристики организации как экономической, так и политической жизни, становясь основой понимания как иерархически-стратификационной организации общества, так и норм взаимоотношений в малых группах, коллективах и т.д.
140
141
Итак, для того, чтобы понять ту или иную социальную реальность, основные принципы, правила игры организации социальной жизни у определенного народа на определенном историческом отрезке его развития, следует изучить наиболее устойчивые характеристики социальных действий индивидов, из которых соткана ткань социальной реальности.
Учитывая, что творцом социального действия, его смыслообра-зующей и смыслонаполняющей основой является мотивация, изучение мотивации каждодневных действий становится ключом к пониманию социально-исторического своеобразия той или иной социальной действительности.
Мотивации людей крайне многообразны, их варианты и нюан-4 сы весьма многочисленны. Наука не может, да и не должна изучать все это многообразие. Она стремится определить наиболее устойчивые, неизменные в данном обществе типы, модели мотивации социальных действий, которые и представляют собой своеобразный общий знаменатель всего многообразия мотиваций социальных действий членов данного общества. Самая трудная задача исследователя — найти в этом предельном многообразии мотиваций, разнообразных по форме, конфигурациям, смыслу социальных действий, этот общий знаменатель, который и позволит выявить сущность той или иной социально-исторической реальности.
Прежде чем приступить к анализу различных типологий организации социальной жизни, необходимо сделать ряд уточнений относительно применения термина «социально-исторический тип».
1. Употребляя данное понятие, мы имеем в виду такие модели, повторяющиеся формы (типы) социальных явлений, которые исторически (хронологически) возникли на определенном этапе развития социальной жизни. Следует сделать несколько замечаний относительно термина «исторический».
• Он не подразумевает смыслового оттенка «...и исторически отживший». В социальной жизни когда-то возникшее затем удерживается, сохраняется. Вновь исторически возникшее полностью не вытесняет ранее функционировавшее, или сосуществуя одновременно с ним, или включая его в свой состав.
Иными словами, говоря о социально-исторических типах, мы ведем речь не об их смене с полным вытеснением предыдущего, а об историческом пути дополнения, обогащения и доминирования (как более адекватного новым условиям) последующего. Таким образом, в живой социальной реальности сохраняются самые различные социально-исторические типы форм, возникшие как давно, так и сравнительно недавно. Существенно меняется их удельный вес, новые социально-исторические типы приобретают доминирующее значение и начинают определять сущность той или иной социальной реальности.
142
• Используя термин «исторический», мы далеки от мысли при
писать тем самым истории обязательное поступательное движение
вперед с нетерпеливым ожиданием счастливого конца. Иными сло
вами, мы далеки от прямого оценочного подхода к историческим
явлениям. Для нас все исторически новое — это не столько оцени
ваемое как обязательно положительное, сколько оцениваемое су
губо хронологически как последующее.
2. Несколько замечаний об употреблении термина «тип». Типология — это научная процедура, позволяющая разработать основные обобщенные координаты анализа реальной жизни, но это не сама жизнь, а некая абстракция, схема, которая облегчает изучение, понимание реальной жизни. Она как бы фокусирует наш взгляд на определенных явлениях, связях, интерпретациях этих связей, помогая тем самым более точно интерпретировать в том числе и нашу действительность, нашу историю.
Мы предложим читателю различные подходы разных авторов к определению типов организации социальной жизни. Между ними нетрудно уловить преемственность и ощутимое различие. Но главное, эти подходы позволяют нашему современнику более точно и глубоко оценивать нашу жизнь.