Становление абсолютизма в России. Реформы высших и центральных органов гос власти в 18 веке.

Некоторые учены е отождествляют понятия самодержавие и абсолютизм, однако их следует различать так под самодержавием следует понимать внешнюю независимость (от орды и тп), единство власти на всей территории страны, централизованность и иерархичность, но не обязательно между тем сопряженная с исключительной властью правителя, который САМОДЕРЖЕЦ – сам держит власть представляет единство страны, тогда как абсолютизм может пониматься как внутренняя абсолютная неограниченная власть монарха. Некоторые относят появление абсолютизма и к Ивану 4, однако в России абсолютизм основывался не на экономических факторах как в Европе, но на крепостничестве, на утверждении закрепощения как одним из факторов. Необходимые предпосылки сложились к концу 17 века – вместо своевольного дворянского ополчения создано постоянное войско, развитие приказной систему, царь получил независимые источники дохода в виде ясака и винной монополии, он мог не спрашивать разрешения у земских соборов на начало войны или иной серьезное мероприятие. Необходимость в сословной- представительных органах отпала и они были отброшены. Так было отменено местничество в 1682,. Знатность в виде службы государю закрепляется и в табели о рангах 1722 года, с 1722 года за неявку на службу – наказание.

При Петре 1 был учрежден Сенат в 1711, сначала как временный орган, потом на постоянной основе, который выполнял ф-ии высшего законосовещательного, административного и судебного органа. Надзор за сенатом сначала осуществлял генерал прокурор, потом обер-прокурор. Изначально было 9 сенаторов, потом их число значительно увеличилось. Однако при Екатерине 1 положение Сената существенно меняется, В феврале 1726 был создан верховный тайный совет, оттеснивший Сенат. Если при Петре он подчинялся непосредственно императору, то теперь между сенатом и императрицей вставал верховный тайный совет. При Анне Иоановне – совет министров заместил верховный тайный совет. В 1763 – по указу Ек.2 – проведена реформа Сената. Он был разделен на 5 департаментов, 2 из которых были переведены из Петербурга В Москву. Первые департамент – внешнеполитическое, законосовещательные, высшие административные ф-ии. На остальные департаменты сената – судебные полномочия.
Святейший Синод –изначально задумывался как одна из коллегий, духовная коллегия, однако позже его статус был возвышен, он сравнялся по значению с Сенатом. Члены синода назначались царем, который т.о. стал фактически главой РПЦ. Оперативное руководство действиями синода осуществлял обер-прокурор.

Создана система коллегий, вместо приказов. Каждая из них ведала своей собственной четко определенной отраслью управления: иностранными делами, морскими, гос доходами. Сенатом назначались руководители, определялись штаты и порядок работы. Кроме руководителей туда входили 4 советника, 4 асессора, секретарь, актуариус, регистратор и др. К декабрю 1718 - 9 коллегий.