Работоспособность
Высокая — нагружать равномерно.
Низкая — спрашивать в начале урока, дня, недели, трудные задания перемежать легкими для отдыха. Скачкообразная — допускать колебания в учебных результатах.
Итак, мы рассмотрели работу психолога по диагностике учащихся и составлению индивидуальных карт. Однако учителям-предметникам, которые ведут уроки сразу в нескольких классах и параллелях, работать по индивидуальным картам нереально. Поэтому для них полезно составить общий профиль класса. Пример такого профиля (составлен Н.Г. Вира-ховской) приведен в Приложении 3.1.
Другой путь — выделить наиболее значимые параметры, требующие учета, и на их основании составить и раздать педагогам общую таблицу для класса (составлена Н.Г. Вирахов-ской), пример приведен в Приложении 3.2, что позволит учителям сразу перейти к реализации индивидуального подхода к детям. Сделать это можно, выделив из каждого класса тех учащихся, у которых из-за невнимания педагогов к той или иной их особенности серьезно снижается эффективность учебной деятельности. Ведь многие дети сами умеют компенсировать учебные трудности, вытекающие из их ярко выраженных индивидуальных особенностей. Например, ребенок с низкой работоспособностью (высокой утомляемостью) периодически отвлекается, разглядывая пейзаж в окошке, тем самым дает себе отдых. Правополушарный ученик удовлетворяет стремление к творчеству, разрисовывая заголовки в тет-
ШКОЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
ГЛАВА 2. Создание условий для сохранения психологического здоровья учащихся
ради разноцветными фломастерами. Тревожный ребенок первым тянет руку и после ответа успокаивается. Педагогу необязательно помнить о специфике таких учеников. А фамилии детей, которых действительно нужно держать в сфере внимания, и их особенности, которые необходимо учитывать, полезно совместно с психологом выделить*.
Иногда для такой работы психологу нужно посетить уроки учителей-предметников. Количество их может быть различным в зависимости от психологической компетентности преподавателя.
Подводя итог обсуждению работы по организации индивидуального подхода к учащимся, заметим, что эффективной она будет только при активном взаимодействии с администрацией, которая поможет настроить педагогов на следование рекомендациям психологов.