Анализ чувствительности прибыли предприятия на изменение основных элементов операционного рычага цены, постоянных и переменных затрат, объема производства

Проведем анализ чувствительности прибыли к 5 %-м изменениям (увеличение, уменьшение) основных элементов операционного рычага (цены переменных и постоянных затрат объема производства). По результатам проведенного анализа построим рейтинг влияния анализируемых факторов на прибыль.

В основе проведения анализа чувствительности лежат два условия.

1. Изменение анализируемых факторов должно быть пропорциональным, т.е. цена, объем и различные группы затрат должны изменяться на один и тот же процент.

2. Эти изменения должны быть параллельными, а не последовательными. Например, проанализировав изменение цены на 5%, необходимо вернуться в исходное положение и провести анализ 5%-го изменения постоянных затрат и т.д.

Анализ чувствительности показывает степень влияния анализируемых факторов на прибыль, а это влияние зависит, в первую очередь, от той доли, которая приходится на каждый фактор. Весомость же этой доли связана с тем, на каком расстоянии находится объем выпуска продукции от точки безубыточности. Например, с удалением от порога рентабельности в более прибыльную зону доля постоянных затрат уменьшается, следовательно, и степень влияния на прибыль постоянных затрат также снижается.

Итак, мы задаем определенный параметр возможного изменения анализируемого фактора и смотрим, каким образом это изменение повлияет на размер прибыли.

Анализ чувствительности прибыли позволяет:

- построить рейтинг влияния анализируемых факторов на финансовый результат деятельности предприятия;

- планировать рентабельность на основе запаса финансовой прочности;

- прогнозировать последствия изменения рыночных цен, уровня и структуры затрат на результат финансовой деятельности предприятия.

Расчет объема реализации, обеспечивающего постоянный результат при изменении одного из факторов, дан в таблице 1.8.

 

Таблица 1.8 - Расчет объема реализации, обеспечивающего неизменный результат

 

Анализируемый фактор Расчетная формула Обозначения
Цена реализации - новая цена реализации, руб. Ц- цена реализации, руб. - коэффициент валовой маржи исходный и новый -валовая маржа исходная и новая
Постоянные издержки
Переменные издержки

 

Предприятие производит 116 тыс. шт. изделий. Цена реализации – 65 руб., средние переменные издержки – 20 руб./шт.; постоянные издержки – 4000 тыс. руб.

 

Таблица 1.9 - Анализ чувствительности прибыли к 5% снижению цены

 

Показатели Объем - 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=125,03 тыс. шт.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации - 7720,6 -
Переменные издержки 32,39% 2500,6 32,39%
Валовая маржа 67,61% 5220,0 67,61%
Постоянные издержки 55,84% 51,81%
Прибыль 11,77% 1220,0 15,80%

 

Снижение цены на 5%

Цнов = Ц*0,95 = 65*0,95 = 61,75 руб.

Ко = (ВМисх / к ВМн ) / Цн = (5220 / (4843/ 7163)) / 61,75 = 125,03 тыс. шт.

Прибыль упала на (843 /1220)*100 – 100 = -30,9%

Объем вырос на (125,03/116)*100–100 = 7,78%

 

Таблица 1.10 - Анализ чувствительности прибыли к 5% увеличению цены

 

Показатели Объем - 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=108,19 тыс. шт.
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации - 7383,7 -
Переменные издержки 29,30% 2163,7 29,30%
Валовая маржа 70,70% 5220,0 70,70%
Постоянные издержки 50,52% 54,17%
Прибыль 20,17% 1220,0 16,52%

 

Увеличение цены на 5%

Цнов = Ц*1,05 = 65*1,05 = 68,25 руб.

Ко = (ВМисх / к ВМн ) / Цн = (5220 / (5597/ 7917)) / 68,25 = 108,19 тыс. шт.

Прибыль возросла на (1597/1220)*100 – 100 = 30,9%

Объем упал на (108,19/116)*100–100 =-6,73%.

При снижении цены на 5% прибыль уменьшится на -30,9%, т.е. будет равной 843. При новой цене для получения исходной прибыли 1220 тыс. руб., объем реализации необходимо увеличить на 7,78% (компенсирующий объем). При увеличении цены на 5% прибыль предприятия увеличивается на 30,9%. В тоже время, данное увеличение цены может компенсировать снижение объема реализации на 6,73%. В данном случае предприятие получит исходную прибыль 1220 тыс. руб.

 

Таблица 1.11 - Анализ чувствительности прибыли к 5% снижению постоянных затрат

 

Показатели Объем - 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=111,56
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации - 7251,1 -

 

Продолжение таблицы 1.11

 

Переменные издержки 30,77% 2231,1 30,77%
Валовая маржа 69,23% 5020,0 69,23%
Постоянные издержки 50,40% 52,41%
Прибыль 18,83% 1220,0 16,83%

 

Уменьшение постоянных затрат на 5%

Ипост нов = Ипост *0,95 = 4000*0,95 = 3800 тыс. руб.

Ко = (ВМн /к ВМисх ) / Ц = (5020/(5220/7540))/65 = 111,56 тыс. шт.

Прибыль возросла на (1420/1220)*100–100 = 16,39%

Объем упал на (111,56/116)*100–100 = -3,83%

 

Таблица 1.12 - Анализ чувствительности прибыли к 5% увеличению постоянных затрат

 

Показатели Объем - 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=120,44
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации - 7828,9 -
Переменные издержки 30,77% 2408,9 30,77%
Валовая маржа 69,23% 5420,0 69,23%
Постоянные издержки 55,70% 53,65%
Прибыль 13,53% 1220,0 15,58%

 

Увеличение постоянных затрат на 5%

Ипост нов = Ипост *1,05 = 4000*1,05 = 4200 тыс. руб.

Ко = (ВМн / к ВМисх ) / Ц = (5420/(5220/7540))/65 = 120,44 тыс. шт.

Прибыль упала на (1020/1220)*100–100 = 16,39%

Объем вырос на (120,44/116)*100–100 = 3,83%

При уменьшении постоянных затрат на 5% прибыль возрастает на 16,39%. Также данное уменьшение может компенсировать снижение объема реализации на 3,83%. В этом случае прибыль останется исходной – 1220 т. руб. Увеличение постоянных затрат на 5% повлечет за собой снижение прибыли на 16,39%. Однако увеличение объема реализации на 3,83% компенсирует рост затрат и поможет сохранить исходную прибыль.

 

Таблица 1.13 - Анализ чувствительности прибыли к 5% снижению переменных затрат

 

Показатели Объем - 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=113,48
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации - 7376,1 -
Переменные издержки 29,23% 2156,1 29,23%
Валовая маржа 70,77% 5220,0 70,77%
Постоянные издержки 53,05% 54,23%
Прибыль 17,72% 1220,0 16,54%

 

Уменьшение переменных затрат на 5%

Ипер нов = Ипер *0,95 = 20*0,95 = 19 руб.

Ко = (ВМисх / к ВМн ) / Ц = (5220/ (5336/7540))/65 = 113,48 тыс. шт.

Прибыль возросла на (1336/1220)*100–100 = 9,51%

Объем упал на (113,48/116)*100–100 = – 2,17%

 

Таблица 1.14 - Анализ чувствительности прибыли к 5% увеличению переменных затрат

 

Показатели Объем - 116 тыс. шт. Объем, обеспечивающий постоянный результат Ко=118,64
тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации - 7711,4 -

 


 

Продолжение таблицы 1.14

 

Переменные издержки 32,31% 2491,4 32,31%
Валовая маржа 67,69% 5220,0 67,69%
Постоянные издержки 53,05% 51,87%
Прибыль 14,64% 1220,0 15,82%

 

Увеличение переменных затрат на 5%

Ипер нов = Ипер *1,05 = 20*1,05 = 21 руб.

Ко = (ВМисх / к ВМн ) / Ц = (5220/(5104/7540))/65 = 118,64 тыс. шт.

Прибыль упала на (1104/1220)*100–100 = -9,51%

Объем вырос на (118,64/116)*100–100 = 2,27%

При снижении переменных затрат на 5% прибыль увеличится на 9,51%. В тоже время данное сокращение затрат может компенсировать снижение объема реализации на 2,17%. Увеличение переменных затрат на 5% понизит прибыль на 9,51%, данное сокращение затрат может компенсировать увеличением объема реализации на 2,27%.

 

Таблица 1.15 - Анализ чувствительности прибыли к 5% изменению объема реализации

 

Показатели Объем новый, 110,2 тыс. шт. Объем новый, 121,8 тыс. шт. Объем исходный, 116 тыс. шт.
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Выручка от реализации - - -
Переменные издержки 30,77% 30,77% 30,77%
Валовая маржа 69,23% 69,23% 69,23%
Постоянные издержки 55,84% 50,52% 53,05%
Прибыль 13,39% 1481,0 18,71% 16,18%

 

Уменьшение объема производства 5%

Qнов = Q*0,95 = 116* 0,95 = 110,2 тыс. шт.

Ко = (ВМн / к ВМисх ) / Ц = (4959/(5220/7540))/65 = 110,2 тыс. шт.

Прибыль упала на (959/1220)*100–100= -21,39%

Увеличение объема производства 5%

Qнов =Q*1,05=116*1,05 = 121,8 тыс. шт.

Ко = (ВМн / к ВМисх ) / Ц = (5481/(5220/7540))/65 = 121,8 тыс. шт.

Прибыль возросла на (1481/1220)*100–100 = 21,39%

Уменьшение объема производства на 5% приведет к падению прибыли на 21,39%, а увеличение на 5% – к возрастанию прибыли на 21,39%.

 

Рисунок 1.5 - Рейтинг влияния анализируемых факторов на прибыль

 

Данный рисунок наглядно демонстрирует степень влияния изменения каждого фактора (цена, переменные затраты, постоянные затраты, объем реализации) на изменение прибыли предприятия.

Наибольшее влияние оказывает цена. Ее увеличение или снижение на 5% вызывает изменение прибыли на 30,9%.

Наименьшее воздействие оказывает изменение переменных затрат, увеличивая или уменьшая прибыль на 9,51%.

Влияние изменения объема и постоянных затрат на прибыль примерно одинаково (21,39% и 16,39% соответственно).