Глава 7. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1. Цена ¾ денежное выражение стоимости товара; это экономическая категория, позволяющая косвенно измерить величину затраченного на производство товара общественно необходимого времени. Такое определение соответствует затратному подходу формирования цен, т. е. основой этого подхода являются производственные затраты, прежде всего трудовые, связанные с созданием, выпуском продукции.

2. Прибавление к издержкам определенной величины прибыли приводит к установлению искомой цены.

3. При рыночном подходе формирования цен определяющими факторами ценообразования являются конъюнктура рынка, спрос и предложение. В рамках такого подхода приемлемо следующее определение: цена ¾ это форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе их обмена.

4. Цена выполняет следующие функции:

· измерительную,

· соизмерительную,

· учетную,

· распределительную,

· социальную,

· внешнеэкономическую,

· стимулирующую.

5. В зависимости от сфер торговли цены подразделяют на оптовые (отпускные), розничные, закупочные и тарифы (расценки). В зависимости от степени и способов регулирования цены могут быть жестко фиксированными (назначаемыми), регулируемыми (изменяемыми), договорными (контрактными) и свободными (рыночными).

6. Механизмы ценообразования могут быть затратными и рыночными. Суть затратного механизма состоит в том, что величина цены товара ставится в непосредственную зависимость от издержек производства и обращения, представляющих собой затраты, расходы в денежной форме на производство и реализацию единицы товара. Формула ценообразования имеет следующий вид:

Ц = И + П

Рыночный механизм зависит от вида рынка (чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистический, чистой монополии). На рынке чистой конкуренции цена устанавливается на основе выравнивания спроса и предложения.

7. Для рыночной экономики характерна диверсификация цен, т. е. разделение цены для различных групп потребителей. Она может устанавливаться в зависимости от количества приобретаемого товара и времени (пересмотр цен в различные периоды) и используется для обеспечения дополнительной части дохода. При этом производитель стремится максимизировать цену для каждой из групп покупателей. Такая цена носит название резервированной цены покупателя. Резервированная цена, обусловленная доходом покупателя, называется идеальной диверсификацией.