Первичная покупка

Когда первичное решение является сложным (РРП), схема приобретения часто опирается на доверие к марке. Однако ограниченное решение проблемы приводит к привычке действовать по инерции — легче сделать снова то же самое, чем переключиться на что-то иное.

Расширенное решение проблемы (РРП). Когда процесс решения высоко детализирован, неизбежно расширенное решение проблемы. Покупатели пользуются разными источниками информации, чтобы сделать «правильный выбор». РРП обычно используют покупатели новых автомобилей, дорогой одежды, стереоаппаратуры и других дорогих товаров и услуг, где риск и цена ошибочного решения велики, т. е. товары с высокой степенью вовлеченности и возможным выраженным когнитивным диссонансом.

В процессе расширенного решения проблемы, вероятно, наличествуют все шесть стадий процесса решения, хотя не обязательно в неизменном порядке. В этом случае будут оценены и изучены — с использованием широкого спектра информационных источников — многие альтернативы. Более того, решение по поводу «где» и «как» произвести покупку также потребует дополнительной информации и анализа.

Поскольку потребителю важно сделать правильный выбор, акту покупки предшествуют размышление и оценка. Однако процесс размышления и анализа не прекращается и после покупки или использования продукта. Если купленная вещь не соответствует ожиданиям, результатом будет значительное неудовлетворение. Желаемый результат вызывает удовлетворение, выражаемое в форме положительных рекомендаций родным и знакомым и планов повторить покупку.

Ограниченное решение проблемы (ОРП) – это вариант из другой крайности. Действующих по этой схеме потребителей Гарольд Казарян назвал людьми, которые «покупают кое-как». В большинстве случаев у потребителя нет ни времени, ни средств, ни желания долго раздумывать. Процесс максимально упрощается и резко снижается число информационных источников, альтернатив и критериев выбора. Часто выбор делается согласно простому правилу: «покупать у фирмы, которую я знаю» или «покупать самое дешевое». Перед покупкой используется минимальная информация и оценка. Другими словами, осознание потребности ведет к совершению покупки; много информации не требуется, поскольку покупка не представляет большой ценности. Однако любой поставщик, предлагающий продукт с конкурентоспособным отличием, как бы мало оно ни было, может получить временное преимущество.

Например, торговая марка, которую покупатель признает в месте продажи, кажется более надежной. Следовательно, доля рынка чаще определяется выигранными баталиями рекламного признания, а не чем-то иным. Поощрить потребителя переключиться с одной торговой марки, на другую может раздача бесплатных образцов в местах продажи, рекламные плакаты, купоны и т. п.

Среднедлительное решение проблемы (СРП) – это решения расположенные между РРП и ОРП.