Бедность в Республике Беларусь.

 

Рост доходов положительно отразился на благосостоянии социально уязвимого населения. Уровень абсолютной бедности в 2012 г. снизился до 6.6% населения (6.9% годом ранее). По официальным данным снижение было более существенным – с 7.3 до 6.3%. Кроме того, продолжилось снижение относительной бедности (в 2012 г. ее уровень составил 11.2%), обусловленное не столько ростом общего уровня доходов, сколько дальнейшим снижением неравенства. Этому способствовала, в частности, ситуация на рынке труда. Отток кадров в строительстве, легкой промышленности, сельском хозяйстве провоцировал опережающий рост оплаты труда в этих отраслях по сравнению с более конкурентоспособными секторах экономики.

Структура социально уязвимого населения, несмотря на общее снижение риска бедности, в 2012 г. практически не изменилась. К социально уязвимым группам по-прежнему относятся дети, у которых высок риск абсолютной бедности, люди пожилого возраста, которые уязвимы к риску относительной бедности, незанятое население, неполные семьи, а также жители сельской местности. Риск бедности, как абсолютной, так и относительной, у последних ощутимо снизился, но все еще выше среднего уровня по стране. Ранее к уязвимым группам можно было отнести и жителей малых городов, но в 2012 г. риск бедности среди них почти не отличался от среднего по стране.

Снижению бедности также способствовало увеличение масштабов социальной поддержки населения.

Рост доли денежных трансфертов в располагаемых ресурсах населения за счет расширения адресной социальной помощи увеличил эффективность данного инструмента социальной политики в борьбе с абсолютной и относительной бедностью. Кроме того, в 2012 г. существенно возросли доходы домохозяйств в форме помощи родственников, что косвенно свидетельствует об усилении трудовой миграции. Роль соответствующих доходов в снижении бедности также возросла, что связано с изменением в структуре домохозяйств, в которых помощь родных является значимым источником дохода. Ранее она была важна в первую очередь для относительно обеспеченного населения, так как трудовая миграция была инструментом повышения качества жизни. В 2012 г. данный вид доходов был одинаково важен для всех групп населения, так как трудовая миграция стала также стратегией борьбы с бедностью.

Наибольший риск абсолютной и относительной бедности характерен для Гомельской области. Структура социально уязвимого населения области повторяет среднюю по стране с повышенным риском бедности для всех уязвимых групп. Неблагоприятная ситуация в регионе связана с низким уровнем экономической активности, в том числе из-за последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Еще одним фактором является невысокая распространенность индивидуальных стратегий борьбы с трудностями.

Доходы от ведения подсобного хозяйства и помощи родных, в том числе трудовых мигрантов, имеют низкий удельный вес в структуре располагаемых ресурсов населения Гомельской области. Соответственно, для региона крайне высокую роль играют социальные пособия. Вероятно, в 2011 г. у жителей региона была возможность снизить риск бедности за счет приграничной торговли, но реальное укрепление белорусского рубля и повышение внутренних цен на нефтепродукты лишили их этой возможности, что негативно сказалось на уровне бедности. Гомельская область является единственным регионом, в котором в 2012 г. вырос риск и абсолютной, и относительной бедности.

Еще одним регионом, где на фоне роста доходов увеличилась бедность (но только относительная), оказалась Витебская область. В первую очередь это связано с высоким уровнем неравенства в регионе, а также достаточно низким средним уровнем оплаты труда и высокими показателями экономической неактивности. Высокий риск бедности в регионе характерен для детей, неполных семей и женщин.

Смягчает социальные проблемы то, что, в отличие от жителей Гомельской области, население Витебской области гораздо чаще использует трудовую миграцию как способ преодоления трудностей: роль помощи родственников как источника дохода домохозяйств в этом регионе заметно выше.

Выше среднего риск бедности в Могилевской и Брестской областях, но размеры социально уязвимых групп в данных регионах в 2012 г. существенно снизились. Особенно существенное сокращение произошло в риске бедности среди сельского населения Могилевской области. В Брестской области, где удельный вес сельского населения самый высокий по стране, снижение бедности среди данной группы было менее масштабным. В его основе лежит рост оплаты труда в сельском хозяйстве и опережающий рост пенсий (в сельской местности доля пенсионеров выше средней по стране). Тем не менее, уровень оплаты труда в этих двух регионах остается относительно низким, что является ключевым фактором, определяющим повышенный риск бедности. Наибольшее распространение среди стратегией преодоления трудностей в этих областях (особенно в Брестской) получило ведение личного подсобного хозяйства.

Самый низкий риск бедности характерен для г. Минска, а также Гродненской и Минской областей. В случае Гродненской области благоприятный эффект достигался за счет низкой бедности в сельской местности (благодаря относительно эффективному сельскому хозяйству) и среди незанятого населения. Очевидно, достаточно благополучное положение незанятого населения региона связано с наличием широких возможностей по ведению не всегда легальной приграничной торговли. В Минской области и г. Минске основным фактором, обеспечивающим низкий риск бедности, является высокая занятость и относительно высокий уровень оплаты труда. Среди уязвимых групп в данных регионах высок риск бедности среди детей и неполных семей. Довольно высокий риск бедности среди них объясняется тем, что они зависят не только от состояния рынка труда, но и от социальной политики, которая не всегда позволяла предотвратить бедность в семьях, где один из родителей находился в отпуске по уходу за ребенком.

В рамках социальной политики важным шагом по борьбе с бедностью, в особенности детской, стало повышение в 2013 г. пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет и его привязка к средней заработной плате вместо бюджета прожиточного минимума. Очевидно, следует пересмотреть и подход к определению размера ежемесячного социального пособия в рамках адресной социальной помощи. Низкая глубина абсолютной бедности, характерная для Беларуси, зачастую делает обращение за данным пособием бессмысленным, так как его размер определяется именно глубиной бедности (разницей между бюджетом прожиточного минимума и доходом на члена домохозяйства). Соответственно, привязка данного пособия к средней заработной плате (либо другой способ увеличения критерия нуждаемости) позволит повысить охват уязвимых групп населения данным видом социальной помощи.