Выведите необходимые заключения, запишите формулы умозаключений, определите разновидности дилемм.

Пример:

«Если работать в течение семестра, то можно успешно сдать экзамены. Если много заниматься во время сессии, то можно успешно сдать экзамены. Студенты работают в течение семестра или много занимаются во время сессии».

Вывод: Студенты успешно сдают экзамены.

Формула:

Разновидность: простая конструктивная дилемма.

а) Если философия способствует формированию мировоззрения, то она необходима. Если философия дает жизненную мудрость, то она необходима. Философия способствует формированию мировоззрения или дает жизненную мудрость. Следовательно?

б) Если я брошусь из окна, то я получу ушибы. Если я пойду по лестнице, то я сгорю. Но я должен броситься из окна или пойти по лестнице. Значит?

в) Если вы хотите получить зачет по логике, то нужно знать теорию. Если Вы хотите получить зачет по логике, то вы должны уметь решать задачи. Но Вы не знаете хорошо теорию или не умеете решать задачи. Следовательно?

г) Если лекция интересная, то студенты внимательно слушают. Если лекция информативная, то студенты много записывают. Однако, студенты невнимательны и практически ничего не пишут. Значит?

7.8. Постройте рассуждения в форме дилеммы. Составьте схему вывода. Выявите возможные ошибки.

Пример:

«Если женщина, которую вы берете в жены, красива, она вызывает ревность, если некрасива – становится неприятной; следовательно, не надо жениться».

Рассуждение строится в форме двух последовательных дилемм:

1. Если женщина, которую вы берете в жены, красива, она вызывает ревность, если некрасива – становится неприятной. Любая женщина может быть красива или некрасива. Следовательно, любая женщина может или вызывать ревность, или станет неприятной.

Формула:

2. Если женщина вызывает ревность, то не надо жениться. Если женщина становится неприятной, не надо жениться. Любая женщина может или вызывать ревность, или станет неприятной. Следовательно, не надо жениться.

Формула:

Дилеммы построены правильно.

а) Один арабский султан так сказал об Александрийской библиотеке: «Книги, содержащиеся в этой библиотеке, либо говорят то же самое, что и Коран, либо говорят нечто другое, поэтому они либо бесполезны, либо вредны; в обоих случаях их следует сжечь».

б) Либо наша душа погибает вместе с телом, и тогда мы будем не способны ощущать боль, либо, если наша душа переживает тело, она будет более блаженна, нежели в теле; следовательно, не должно бояться смерти.