Методические рекомендации преподавателю по дисциплине

Основным средством обучения должен являться учебник, учебное пособие или конспект лекций, при этом, учитывая объемы часов по дисциплине, рекомендуется выдерживать следующие требования:

· Распределить материал по занятиям;

· Объем теоретического материала не должен превышать 60-70% от общего времени на каждом лекционном занятии;

· В структуру электронных материалов для каждого лекционного занятия включить список контрольных вопросов основной и дополнительной литературы (электронные ресурсы).

Если лекционные занятия проводятся в мультимедийной аудитории, то преподаватель разбирает с применением средств мультимедиа рассматриваемые вопросы с вовлечением в процесс изучения непосредственно студентов. Если же лекционные занятия проводятся в обычной аудитории, то преподаватель также организовывает процесс разбора рассматриваемых вопросов, при этом студенты должны приходить на лекции с подготовленными распечатками электронных материалов к указанному занятию.

Для эффективного вовлечения студентов в процесс изучения дисциплины рекомендуется на вводных, обзорных, проблемных лекциях из потока студентов для себя выделить две основные группы:

1) Студенты, которым для освоения требуется внимательный сопоставительный анализ выделенной проблемной ситуации (лучше в режиме «один-на-один»);

2) Студенты, которых к освоению подстегивает коллективное обсуждение выделенной проблемной ситуации.

При этом под организацией процесса разбора рассматриваемых вопросов следует понимать:

ü Коллективное обсуждение, используемой в материалах лекции, терминологии;

ü Конспектное изложение дополнительных теоретических основ, разъясняющих те выкладки, приведенные в материалах лекции, которые вызвали объективные трудности понимания у студентов;

ü Разбор тематических примеров и задач у доски совместно с вызвавшимся (или выбранным из потока) студентом;

ü Коллективный поиск ответов на предложенные в материалах лекции контрольные вопросы.

Для закрепления полученных знаний рекомендуется в начале следующей лекции проводить тестирование по изученному на предыдущем занятии электронному материалу в следующей форме:

· Каждому студенту, присутствующему на лекции, выдается 2 тестовых задания;

· Форма задания – любая из возможных (закрытое с одним правильным ответом, закрытое с несколькими правильными ответами, открытое, на соответствие или на последовательность);

· Время тестирования не более 10 минут.

Контрольная работа, как один из методов и одна из форм проверки знаний, осуществляется на практических (семинарских) занятиях.

На завершающем лекционном занятии организовывается итоговая конференция.

Для освоения более сложных тем дисциплины применяется дополнительный метод обучения – разработка самостоятельного задания. Варианты тем самостоятельных заданий (эссе, рефераты, доклады) приведены в методических указаниях по практическим и семинарским занятиям, а также в учебнике по методике преподавания социологии.

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое)

Объем занятий с использованием активных и интерактивных методов обучения

Вид занятия Активные методы обучения Интерактивные методы обучения Общий объем занятий с использованием АМО, час
Вид Объем, час Вид Объем, час
Лекции Проблемные лекции - -  
Семинары - - Тематические дискуссии  
- - Мозговая атака  
- - Проблемные семинары (предполагают презентации и обсуждение докладов, подготовленных по заданной тематике)  
- - Ситуационные методы (анализ конкретных ситуаций)  
  - - Групповая консультация  
В целом

ПРИМЕЧАНИЕ:

Перечень видов активных и интерактивных методов обучения см.: Оганян К.М., Оганян К.К. Социология. Методические указания к практическим и семинарским занятиям с использованием активных методов обучения для студентов всех специальностей и направлений всех форм обучения. СПб: СПбГИЭУ, 2013.