Методические рекомендации преподавателю по дисциплине
Основным средством обучения должен являться учебник, учебное пособие или конспект лекций, при этом, учитывая объемы часов по дисциплине, рекомендуется выдерживать следующие требования:
· Распределить материал по занятиям;
· Объем теоретического материала не должен превышать 60-70% от общего времени на каждом лекционном занятии;
· В структуру электронных материалов для каждого лекционного занятия включить список контрольных вопросов основной и дополнительной литературы (электронные ресурсы).
Если лекционные занятия проводятся в мультимедийной аудитории, то преподаватель разбирает с применением средств мультимедиа рассматриваемые вопросы с вовлечением в процесс изучения непосредственно студентов. Если же лекционные занятия проводятся в обычной аудитории, то преподаватель также организовывает процесс разбора рассматриваемых вопросов, при этом студенты должны приходить на лекции с подготовленными распечатками электронных материалов к указанному занятию.
Для эффективного вовлечения студентов в процесс изучения дисциплины рекомендуется на вводных, обзорных, проблемных лекциях из потока студентов для себя выделить две основные группы:
1) Студенты, которым для освоения требуется внимательный сопоставительный анализ выделенной проблемной ситуации (лучше в режиме «один-на-один»);
2) Студенты, которых к освоению подстегивает коллективное обсуждение выделенной проблемной ситуации.
При этом под организацией процесса разбора рассматриваемых вопросов следует понимать:
ü Коллективное обсуждение, используемой в материалах лекции, терминологии;
ü Конспектное изложение дополнительных теоретических основ, разъясняющих те выкладки, приведенные в материалах лекции, которые вызвали объективные трудности понимания у студентов;
ü Разбор тематических примеров и задач у доски совместно с вызвавшимся (или выбранным из потока) студентом;
ü Коллективный поиск ответов на предложенные в материалах лекции контрольные вопросы.
Для закрепления полученных знаний рекомендуется в начале следующей лекции проводить тестирование по изученному на предыдущем занятии электронному материалу в следующей форме:
· Каждому студенту, присутствующему на лекции, выдается 2 тестовых задания;
· Форма задания – любая из возможных (закрытое с одним правильным ответом, закрытое с несколькими правильными ответами, открытое, на соответствие или на последовательность);
· Время тестирования не более 10 минут.
Контрольная работа, как один из методов и одна из форм проверки знаний, осуществляется на практических (семинарских) занятиях.
На завершающем лекционном занятии организовывается итоговая конференция.
Для освоения более сложных тем дисциплины применяется дополнительный метод обучения – разработка самостоятельного задания. Варианты тем самостоятельных заданий (эссе, рефераты, доклады) приведены в методических указаниях по практическим и семинарским занятиям, а также в учебнике по методике преподавания социологии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое)
Объем занятий с использованием активных и интерактивных методов обучения
Вид занятия | Активные методы обучения | Интерактивные методы обучения | Общий объем занятий с использованием АМО, час | ||
Вид | Объем, час | Вид | Объем, час | ||
Лекции | Проблемные лекции | - | - | ||
Семинары | - | - | Тематические дискуссии | ||
- | - | Мозговая атака | |||
- | - | Проблемные семинары (предполагают презентации и обсуждение докладов, подготовленных по заданной тематике) | |||
- | - | Ситуационные методы (анализ конкретных ситуаций) | |||
- | - | Групповая консультация | |||
В целом |
ПРИМЕЧАНИЕ:
Перечень видов активных и интерактивных методов обучения см.: Оганян К.М., Оганян К.К. Социология. Методические указания к практическим и семинарским занятиям с использованием активных методов обучения для студентов всех специальностей и направлений всех форм обучения. СПб: СПбГИЭУ, 2013.