Аренда транспортного оборудования

Контейнеризация перевозок привела к созданию такой формы транспортного обслуживания, как сдача контейнеров, ролл-трейлеров, автотрейлеров, автотягачей в аренду как грузовладельцам, экспедиторам, так и перевозчикам (лизинговые операции).

Первые упоминания о такого рода сделках относятся еще к XI веку: венецианцы сдавали в аренду торговцам и владельцам торговых судов очень дорогие по тем временам чугунные якоря, которые по окончании плавания возвращались их владельцам, чтобы вновь быть сданными в аренду. Считают, что слово лизинг (англ. to lease – сдавать в наем) вошло в

употребление в последней четверти XIX столетия, когда в 1877 г. американская телефонная компания «Белл» приняла решение не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду.

В 1952 г. американская «Юнайтед стейтс лизинг корпорейшн» основала первое общество, для которого лизинг стал предметом основной деятельности.

На европейском рынке первые финансово-лизинговые общества появились в конце 50-х - начале 60-х годов XX века. При участии американского капитала были созданы лизинговые компании в ФРГ [6].

В настоящее время лизинг на Западе стал главным способом обновления парка грузовых автомобилей. Доля лизинга в продажах некоторых западно-европейских производителей грузовиков составляет не менее 15-20%. В США эта доля еще выше – для новых автомобилей она достигает 40%. Примерно столько же – 30-40% продаж - насчитывает доля лизинговых машин и в странах Центральной и Восточной Европы.

 

Парк подвижного состава транспортных средств РФ крайне изношен, поэтому использование лизинга в качестве инструмента обновления парка подвижного состава на сегодняшний день является актуальным. По данным Национальной ассоциации транспортников, в России в 1996 г. износ основных производственных фондов на транспортных предприятиях составлял, %: на авиационном транспорте –61; на железнодорожном - 54; на автомобильном (без дорожного хозяйства) –60; на морском –50; на речном – 43.

В соответствии с Федеральным законом «О лизинге» N 164-ФЗ от 05.11.1998 г. лизинг – вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его на основании договора лизинга физическим и юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях, обусловленных договором, с правом выкупа имущества лизингополучателем.

Основным формами являются внутренний и международный лизинг.

К основным типам лизинга относятся:

● долгосрочный – лизинг, осуществляемый в течение трех лет;

● среднесрочный – лизинг, осуществляемый в течение от полутора до трех лет;

● краткосрочный – лизинг, осуществляемый в течение менее полугода.

Основные виды лизинга

Финансовый лизинг – вид лизинга, при котором лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. При этом срок, на который предмет лизинга передается лизингополучателю, соизмерим по продолжительности со сроком полной амортизации предмета лизинга или превышает его. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечении срока действия договора лизинга или до его истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга.

Возвратный лизинг – разновидность финансового лизинга, при котором продавец (поставщик) предмета лизинга одновременно выступает и как лизингополучатель.

Оперативный лизинг - вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. По истечении срока действия договора лизинга и при условии выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной договором лизинга, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга [6].

В качестве главных преимуществ лизинга для клиента являются:

- поддержание производства на современном уровне;

- эффективное использование собственных средств;

- максимальная отсрочка платежа;

- новый уровень сервиса;

- ускоренная амортизация;

- налоговая оптимизация;

- улучшение структуры финансовой отчетности;

- сохранение существующих кредитных линий [15].

При выводе оборудования из аренды лизинговые компании проводят жесткую политику в отношении технического состояния парка оборудования. Они предъявляют перевозчику счета на оплату стоимости любых (даже самых мелких) повреждений контейнеров, ролл- и автотрейлеров и др. В связи с этим рекомендуется пользоваться услугами независимых сюрвейерных фирм для осмотра оборудования: при взятии в аренду; при сдаче из аренды; перед ремонтом; после ремонта. При этих осмотрах cюрвейеры руководствуются стандартами Международного института контейнерных арендодателей - IICL. Сюрвейер - эксперт, занимающийся обследованием груза, судна, контейнера, вагона, трейлера и т.д. и дающий заключение об их состоянии, размере повреждений при любой аварии.

Особую форму аренды транспортного оборудования представляет собой аренда судов и самолетов, когда в распоряжение фрахтователя переходит транспортное средство без экипажа и с экипажем. Гражданский Кодекс Российской Федерации различает два вида договоров аренды транспортных средств (фрахтование на время):

· По договору аренды транспортных средств с экипажем арендодательпредоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользованиеи оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (ч. 2, ст. 642).

· По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и по его технической эксплуатации (ч. 2, ст. 642).

Договор аренды может быть заключен на все судно или на определенную часть его грузовместимости, на календарный период либо на один или несколько рейсов

Димайз-чартер, когда судно фрахтуется на время и фрахтователь сам нанимает капитана и команду, несет все расходы по их содержанию, контролирует работу судна, заботится о ремонте и снабжении судна, обеспечивает его топливом, оплачивает все расходы и выступает во всех отношениях как оператор перевозки. Такая же аренда самолетов, когда в распоряжение фрахтователя (арендатора) переходит не только транспортное средство, но и его экипаж, на английском языке носит название «чартер/вет».

Передача судна на несколько лет со сменой флага, без экипажа носит название бэрбоут-чартера и является практически продажей судна в рассрочку с внесением определенного процента договорной стоимости судна при заключении договора с последующей платой определенной суммы судовладельцу в ходе эксплуатации.