Вопрос 8: Определение правопорядка, его элементы и гарантии

Правопорядок — состояние (режим) правовой упорядоченности — урегулированности и согласованности — системы общественных отношений, складывающееся в условиях реализации законности. Каждая страна формирует свой правопорядок. Необходимость его формирования и совершенствования обусловливается двумя встречными интересами — гражданского общества и государства, их основополагающими законами и тенденциями развития. Основные признаки правопорядка: 1) закладывается в правовых нормах в процессе правотворчества; 2) опирается на принцип верховенства права и господство закона в области правовых отношений; 3) устанавливается в результате реализации правовых норм, т.е. осуществления законности в правореализационной деятельности; 4) создаёт благоприятные условия для использования субъективных прав; 5) предполагает своевременное и полное исполнение всеми субъектами юридических обязанностей; 6) требует неотвратимости юридической ответственности для каждого, совершившего правонарушение; 7) устанавливает строгую общественную дисциплину; 8) предполагает четкую и эффективную работу всех государственных и частных юридических органов и служб, прежде всего правосудия; 9) создаёт условия для организованности гражданского общества и режим благоприятствования для индивидуальной свободы; 10) обеспечивается всеми государственными мерами, вплоть до принуждения. Содержание правопорядка — система правовых и не правовых элементов, свойств, признаков, процессов, которые способствуют установлению и поддержанию правомерного поведения субъектов, т.е. такого поведения, которое урегулировано норма- ми права и достигло целей правового регулирования. Различают содержание правопорядка: 1. Материальное — система реальных (экономических, политических, нравственно-духовных, юридических) упорядоченных отношений в гражданском обществе, с правомерным поведением их участников — физических и юридических лиц, как результат их объективной потребности. 2. Юридическое (государственно-правовое) — система реализованных прав, обязанностей, ответственности граждан, т.е. результат установления законности, упорядоченности и урегулированности правовых отношений, правомерного поведения их участников, достигнутый с помощью правовых средств через выраженную в них волю государства. Структура правопорядка — это единство и одновременно разделение системы общественных отношений, урегулированных правом в соответствии с их отраслевым содержанием. Будучи реализованной системой права, правопорядок включает конституционные, финансовые, административные, земельные, семейные и иные виды общественных отношений, урегулирован-ные нормами соответствующих отраслей права. В структурном отношении правопорядок отражает реализованные элементы системы права. Гарантии законности — условия общественной жизни и меры, принимаемые государством для обеспечения режима законности и стабильного правопорядка. Гарантии законности и правопорядка можно разделить на: • общесоциальные; • специально-социальные – юридические и организационные. Общесоциальные гарантии законности: 1) Экономические 2) Политические 3) Идеологические Специально-социальные гарантии законности можно разделить на две группы: Юридические — предусмотренная законом система специальных средств, посредством которых обеспечивается создание качественных законов, их соблюдение и исполнение; Организационные — мероприятия организационно-юридического характера, направленные на обеспечение режима законности, борьбу с правонарушениями, защиту прав граждан. К ним относятся кадровая работа, организация условий для нормального функционирования юрисдикционных и судебных органов, их структурных подразделений с целью эффективного противо-действия случаям организованной преступности, борьбе с коррупцией и т.п.

 

Вопрос 9: Определение формы государственного строя и ее классификация.

 

Что такое Государственный строй?
Это - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права.

 

Государственный строй каждой страны характеризуется формой правления и государственно-территориального устройства. Существуют две основные формы правления: республика и монархия.

Республиканская форма правления распространена особенно широко, так как 75% всех стран мира составляют республики. Республика — это такая форма государственного правления, при которой высшая законодательная власть принадлежит парламенту, который является выборным органом. В республике исполнительная власть принадлежит правительству. Среди республик различают социалистические (Китай) и буржуазные (Франция). Глава республиканского государства избирается населением или специальной избирательной коллегией.

Монархическая форма правления имеет меньшее распространение. Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит монарху. Им может быть король, император, князь, султан, эмир, шах. В монархических государствах власть передается по наследству.

Среди монархий различают государства с абсолютной монархией и государства с конституционной монархией. Под абсолютной понимают такой вид монархии, когда власть самодержца почти не ограничена. Но таких стран на современной политической карте осталось очень мало. Как правило, в странах абсолютной монархии глава государства осуществляет законодательную и исполнительную власть, одновременно являясь премьер-министром, верховным судьей, главнокомандующим вооруженными силами страны и духовным правителем. Правительство формируется в основном из членов королевской семьи. К абсолютным монархиям относятся следующие страны: Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бруней, Бахрейн, Катар и некоторые другие.

Под конституционной понимают такой вид монархии, когда верховная государственная власть правителя ограничена конституцией. Реальная законодательная власть принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. Поэтому монарх фактически «царствует, но не правит». В странах с подобным государственным устройством монархический строй сохраняется в качестве традиции, которая напоминает о былом величии «короны».

Конституционные монархии в современном мире более распространены, чем абсолютные (Бельгия, Великобритания, Испания, Дания, Норвегия, Марокко, Япония и др.).

Великобритания — самая старая конституционная монархия в мире. Король (в настоящее время королева Елизавета II) считается главой государства, а также возглавляемого Великобританией Содружества. В 15 из стран Содружества королева считается главой государства формально, так как ее представляет генерал-губернатор. Это относится к таким бывшим доминионам Великобритании, как Канада, Австралия, Новая Зеландия.

Япония — практически единственная империя в мире. Император страны — символ государства и единства нации, хотя вся законодательная и исполнительная власть принадлежит парламенту и кабинету министров. Япония до принятия конституции 1947 года была абсолютной монархией, законы которой наделяли императора неограниченной властью и приписывали ему божественное происхождение. В 1947 году абсолютная монархия здесь была упразднена.

Еще одной разновидностью монархии является теократическая, когда монарх — глава церкви. Примером теократической монархии является Ватикан.

Основными формами государственно-территориального устройства (деления) являются унитарная форма и федеративная. Унитарное (от лат. unitas — единство) государство — такая форма государственного устройства, при которой его территория не имеет в своем составе самоуправляющихся образований. В таком государстве есть единая конституция, единая система органов государственной власти. Имеющиеся здесь административные единицы обладают исполнительной властью, но не законодательной. Большинство государств современного мира являются унитарными. К ним относятся, например, Франция, Япония, Венгрия, Италия, Ирландия, Нидерланды, Португалия, Китай, Монголия, Индонезия, Турция, Сирия, Алжир и другие.

 

Вопрос 10: Сущность и содержание принципа «сдержек и противовесов».

Система сдержек и противовесов — такая система взаимоотношения органов власти и людей, приближенных к ним, в соответствии с которой каждый участник этих взаимоотношений не только уравновешивает, но и ограничивает других участников. Говорят, что такая система разделения властей свойственна демократии, когда нет единого центра управления государством, а за различные аспекты власти отвечают разные люди, не связанные друг с другом.
Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать государственно-властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти или должностного лица и тем самым предотвратить произвол.
В Российской Федерации система сдержек и противовесов на официальном уровне заключается в разделении государственной власти на три ветви — исполнительную (Правительство РФ) , законодательную (Федеральное Собрание) и судебную (Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный и др. суды РФ) . Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина; формально не относится ни к одной ветви власти и, согласно ч. 2 ст. 80 Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
Построение системы сдержек и противовесов в России началось Б. Н. Ельциным в качестве мер по укреплению собственной власти. Естественно, что к демократии это никакого отношения не имело. Первый президент России укреплял свою собственную власть, вводя на разные уровни управления государством людей, которые начинали сдерживать друг друга в борьбе за лучшее место. При этом происходило весьма ловкое маневрирование среди враждующих кланов и партий, что позволяло Б. Н. Ельцину всегда находиться на высоте даже в годы неимоверно низкой поддержки среди населения. В. В. Путин продолжил выстраивать систему сдержек и противовесов, начав проводить административную реформу. Всё это способствовало укреплению авторитаризма узкого клана в России.

 

Вопрос 11: Определение формы государства, ее сущность и классификация.

Фо́рма госуда́рства — это структура, определенная модель внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики[1]. Данная совокупность внешних признаков позволяет отличить одно государство от другого.

Многообразие форм государственности обусловлено влиянием на государство различных факторов, в том числе политических, экономических, исторических. В качестве основных среди них можно выделить следующие:

исторические традиции развития национальных государств;

исторические особенности становления национальной государственности;

реальное соотношение социальных сил в стране;

национальный состав населения страны;

менталитет населения;

зарубежный опыт;

уровень жизни населения;

степень влияния бывших метрополий на выбор государственной формы в ранее зависимых от них странах;

роль мирового сообщества[2].

Форма государства так или иначе зависит от стоящих перед государством задач и характера осуществляемых им функций.