Раскройте основные причины, факторы, условия и формы перехода к демократическому полит. Режиму от тоталитарзма и авторитаризма.

Переход к демократии, как показывает опыт, наиболее веро­ятен в условиях мирных перемен и происходит в трех формах.

Первая форма —реформа сверху.Так случается, когда стоящие у власти решают по своей воле воплотить программу демокра­тических перемен. Например, в Бразилии группа генералов, зах­вативших в (964 г. власть, спустя некоторое время пошла на со­здание гражданского демократического правительства. Так же было и в Чили. Однако следует отметить, что реформы сверху — нечастое явление.

Вторая форма трансформации тоталитарных и авторитарных режимов связана со стремительным их крушением и отказом от существующих режимов в пользу демократии. В 1982 г. аргентинские генералы захватили Мальвинские (англичане называют их Фол­клендскими) острова. Известно, что через короткое время анг­лийские ВВС полностью разгромили аргентинские силы. Это настолько дискредитировало аргентинских генералов, что они вынуждены были уйти в отставку и передать власть гражданско­му правительству.

Можно привести и другого рода примеры отказа от суще­ствующих тоталитарных и авторитарных режимов в пользу де­мократии. Так было в связи с реформами, начатыми в СССР, Чехословакии, ГДР и других государствах Восточной Европы.

Третья форма трансформации — постепенное проведение ре­форм, основанное на согласовании действий сил, стоящих у вла­сти, и оппозиции. Примером может быть трансформация политического режима в Испании после смерти Франко. Здесь со­вместные усилия правительства и короля Хуана Карлоса поло­жили начало длительному пути прогрессивных преобразований в стране.

Переход от тоталитарных и авторитарных режимов к демо­кратии связан с большими трудностями, прежде всего экономи­ческими. Переход к демократическому режиму существенно облегчается в случаях, когда экономика находится в хорошем состоянии, и затрудняется в условиях ее кризиса. Состояние эко­номики — это первая проблема, с которой сталкиваются стра­ны при переходе к демократии.

Вторая проблема — радикализация оппозиции, что суще­ственно дестабилизирует экономическую и политическую обста­новку. Современная Россия в этом смысле дает показательный пример. Пока не было демократии, оппозиция ставила цели, которые достигались сравнительно легко: право свободно выра­жать свое мнение, освобождение политзаключенных, право сво­бодного передвижения. Однако с началом процесса демокра­тизации радикальная оппозиция выдвигает все более трудно­решаемые и дестабилизирующие ситуацию требования, вплоть до отставки правительства и президента. Такая ситуация чревата прекращением демократических преобразований и возвратом к прошлым временам.

Третья большая проблема на пути к демократии связана с многонациональным характером многих государств. Проблемы демократизации существенно усложняются, в частности движе­ниями за установление суверенных национальных единиц. И вновь примеры такого рода мы найдем в нашей стране.

Четвертая проблема, заключающая в себе опасность для де­мократии, состоит в том, что в каждом государстве есть люди (и немало!), которые, находясь в оппозиции к прошлому (тота­литарному) режиму, вместе с тем не являются сторонниками демократии. Их идеал — авторитаризм.

Таким образом, процесс перехода от тоталитарного и авто­ритарного режимов к демократии сложный, но вполне реаль­ный.

Дайте определение понятия «гражданское общество». Раскройте характерные черты гражданского общества. Почему демократия есть тот политический режим, в котором формируется гражданское общество?

Гражданское общество — это формирующаяся и развива­ющаяся в демократических государствах человеческая общность, представленная 1) сетью добровольно образовавшихся негосу­дарственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедея­тельности общества и 2) совокупностью негосударственных от­ношений — экономических, политических, социальных, духов­ных, религиозных и других.

Конкретизируя данное определение, отметим следующее:

1 эта "сеть" может быть очень плотной, включающей в неко­торых странах сотни тысяч разного рода объединений гра­ждан или предприятий (признак высокоразвитого демо­кратического общества), и "рыхлой", насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак госу­дарств, делающих первые шаги в демократическом разви­тии);

2 объединения, составляющие гражданское общество, от­ражают широчайшую палитру хозяйственных, семейных, правовых, культурных и многих других интересов граж­дан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;

3 специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государ­ством, а самими гражданами, предприятиями, сущест­вуют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;

4 составляющие гражданское общество объединения воз­никают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существова­ние. Однако подавляющая их часть становится долгожи­телями, постоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;

Гражданское общество в целом является выразителем общественного мнения, что служит своеобразной формой проявления его влияния на политическую власть.

В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не мо­жет. В демократических же странах выбирать, быть или не быть гражданскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая со­ставляющая демократического государства. Степень развития гражданского общества отражает уровень развития демократии. Важно подчеркнуть, что именно в демократическом обществе только и возможен широчайший спектр человеческих интересов. И связано это с теми свободами, которые данное общество предоставляет своему народу.