Административно-правовые основы управления юстицией

Термин «юстиция» традиционно понимается как совокупность су­дебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосу­дия, а также непосредственно судебное ведомство, система судеб­ных учреждений.

Известно также понятие «административная юстиция» — система специальных органов по контролю за соблюдением закон­ности в сфере гос управления. В более узком смысле «административная юстиция» означает особый процессуальный порядок разрешения административных споров между граждани­ном либо организацией, с одной стороны, и государственным органом — с другой.

В практическом плане понятие «юстиция» — это совокуп­ность гос органов и негосударственных организаций, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан: суды, нотариат, адвокатура, в некоторых странах и прокуратура. Это понятие ис­пользуется и для обозначения только Министерства юстиции и органов, непосредственно входящих в его систему. В ряде стран Министерство юстиции так и называется — Министерство спра­ведливости.

В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Рес­публики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Минист­ров Республики Беларусь 31 октября 2001 г. № 1605 в систему Министерства юстиции входят управления юстиции областных и Минского городского исполкомов, гос нотариальные конторы, Научно-исследовательский институт проблем кримино­логии, криминалистики и судебной экспертизы и Республикан­ский трудовой арбитраж.

Минюст является РОГУ, подчиняется Правительству, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, подчиняется непосредственно Президенту.

Хотя Положение и определяет, что в систему Министерства юстиции входят управления юстиции областных и Минского городского исполкомов, но они входят в структуру соответствующих областных исполкомов, Минского городского исполкомов, т.е. находятся в двойном подчинении. Более того, на­чальники управлений юстиции облисполкомов (Мингорисполкома), их заместители назначаются на должности и освобождаются от должности соответствующими облисполкомами, а министр юс­тиции согласовывает с областными (Минским городским) испол­комами предложения о кандидатурах на должности начальников управлений юстиции этих исполкомов. В жизни, конечно, подоб­ные вопросы в большинстве случаев решаются совместно, так как и Министерство юстиции, и соответствующий ис­полком желают видеть руководителем органа юстиции достойно­го, профессионально грамотного работника.

Органы и учреждения юстиции Республики Беларусь, осу­ществляя исполнительно-распорядительную деятельность, реша­ют ответственные задачи в государстве, повышая эффективность правоохранительной деятельности органов исполнительной влас­ти, защищая доступными им средствами конституционные права и свободы граждан, интересы государства, иных организаций, ут­верждая демократическую законность.