Административно-правовые основы управления юстицией
Термин «юстиция» традиционно понимается как совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также непосредственно судебное ведомство, система судебных учреждений.
Известно также понятие «административная юстиция» — система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере гос управления. В более узком смысле «административная юстиция» означает особый процессуальный порядок разрешения административных споров между гражданином либо организацией, с одной стороны, и государственным органом — с другой.
В практическом плане понятие «юстиция» — это совокупность гос органов и негосударственных организаций, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан: суды, нотариат, адвокатура, в некоторых странах и прокуратура. Это понятие используется и для обозначения только Министерства юстиции и органов, непосредственно входящих в его систему. В ряде стран Министерство юстиции так и называется — Министерство справедливости.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Республики Беларусь, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31 октября 2001 г. № 1605 в систему Министерства юстиции входят управления юстиции областных и Минского городского исполкомов, гос нотариальные конторы, Научно-исследовательский институт проблем криминологии, криминалистики и судебной экспертизы и Республиканский трудовой арбитраж.
Минюст является РОГУ, подчиняется Правительству, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, подчиняется непосредственно Президенту.
Хотя Положение и определяет, что в систему Министерства юстиции входят управления юстиции областных и Минского городского исполкомов, но они входят в структуру соответствующих областных исполкомов, Минского городского исполкомов, т.е. находятся в двойном подчинении. Более того, начальники управлений юстиции облисполкомов (Мингорисполкома), их заместители назначаются на должности и освобождаются от должности соответствующими облисполкомами, а министр юстиции согласовывает с областными (Минским городским) исполкомами предложения о кандидатурах на должности начальников управлений юстиции этих исполкомов. В жизни, конечно, подобные вопросы в большинстве случаев решаются совместно, так как и Министерство юстиции, и соответствующий исполком желают видеть руководителем органа юстиции достойного, профессионально грамотного работника.
Органы и учреждения юстиции Республики Беларусь, осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, решают ответственные задачи в государстве, повышая эффективность правоохранительной деятельности органов исполнительной власти, защищая доступными им средствами конституционные права и свободы граждан, интересы государства, иных организаций, утверждая демократическую законность.