Анализ внешней макросреды
Наиболее эффективно выявить и оценить сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы (strength, weekness, оррогtunities, threats) помогает SWOT - анализ, который очищает всю собранную информацию и выделяет наиболее важные результаты проделанной работы. Прежде всего, требуется определить сильные и слабые стороны организации, а затем основные угрозы и возможности, которые ожидают компанию в будущем. И на основе этих данных составить предполагаемую политику развития ОАО «ММК-МЕТИЗ» в определенных направлениях с учетом сильных и слабых сторон организации, а так же возможностей и угроз, которые могут исходить как от самого предприятия, так и извне.
В SWОТ-анализе используют управленческую матрицу, в центре которой формулируются цели, основанные на результатах SWОТ-анализа. Где возможно, цели формулируются с указанием цифр. Кроме того, они должны быть реальными и соподчиненными друг другу.
Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Сила - это то, в чем предприятие преуспело, или какая-то особенность, предоставляющая ему дополнительные возможности.
Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают предприятию преимущества на рынке.
Слабость - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что ему не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее его в неблагоприятные условия. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым, а может нет. SWОТ-анализ ОАО «ММК-МЕТИЗ» представлен в таблице 2.5.
Вывод: ОАО «ММК-МЕТИЗ» является крупным специализированным предприятием по выпуску металлоизделий промышленного назначения и калиброванной стали. В 2011 году ОАО «ММК-МЕТИЗ» осуществляло производство метизной продукции для предприятий следующих отраслей промышленности: машиностроение, автомобилестроение, топливно-энергетический комплекс, металлургия, производство стройматериалов и строительство. Основным поставщиком сырья является ОАО «ММК». Разработка и продвижение на рынок новых видов продукции способствует сохранению ОАО «ММК-МЕТИЗ» одного из лидирующих положений в метизной отрасли Российской Федерации. Приоритетными направлениями деятельности является удержание текущей доли рынка, укрепление позиций в сегментах, где потребление метизной продукции растет интенсивно (строительство, металлургия, автомобилестроение).
Таблица 2.5 - SWОТ-анализ
S-сильные стороны | W-слабые стороны | O-возможности | T-угрозы | |
Р1-продукция | 1Наличие монопольной продукции; 2Бесперибойность в поставках сырья; 3ОАО «ММК-МЕТИЗ» имеет возможность предложить продукцию с равными характеристиками производителей аналогичной продукции; | 1Иногда не вся продукция доходит до потребителя; 2У конкурентов более современное оборудование; 3Нарушение сроков поставок; | 1Стабильное обеспечение сырьем; | 1Рост импорта метизной продукции; 2Превышение предложения над спросом метизной продукции; 3Перенасыщение рынка |
Р2-цена | 1Более низкие цены на основное сырье (круг, катанка); 2Гибкая ценовая политика, позволяющая заинтересовать клиентов на долговременное сотрудничество; | 1Усиление конкуренции среди российских предприятий (импорт продукции по ценам ниже внутреннего рынка РФ); | ||
Р3-место | 1ОАО «ММК-МЕТИЗ» находится ближе к потребителям Сибири и Дальнего Востока; | 1ОАО «ММК-МЕТИЗ» находится далеко от центрального федерального округа (наибольший % потребления); | ||
Р4-продвижение | 1Повышение сроков окупаемости финансовых проектов; 2Исследовательская работа направленная на изучение спроса на продукцию; 3Для работы с потребителями используется информационная система, позволяющая оперативно обрабатывать заказы и осуществлять четкий контроль за их выполнением; | 1Отсутствие координации между отделами; | 1Осуществление программы техперевооружения | 1Наличие незагруженных мощностей; 2Повышение требований к сервису; |
К основным тенденциям развития метизной отрасли за последние годы относятся процессы перераспределения активов на рынке и произошедшая интеграция метизных производств с крупными металлургическими предприятиями.
Доли рынка среди основных пяти производителей метизной продукции по результатам 2008 года распределились следующим образом: ОАО «ММК-МЕТИЗ» увеличил долю с 30% до 31%, доля ОАО «Северсталь-Метиз» составила 32%, ОАО «Мечел-Метиз» увеличил долю с 20% до 24%, ОАО «Евраз-холдинг» - с 9% до 10%, доля ЗАО «УЗПС» снизилась с 11% до 10%.
По результатам 2008 года ОАО « ММК-МЕТИЗ» удалось сохранить лидирующую позицию среди основных производителей метизов в РФ.
Несмотря на то, что доля ОАО «ММК-МЕТИЗ» на рынке метизной продукции остается относительно стабильной (31%), предприятие пока не является лидером по отрасли. ОАО «Северсталь-Метиз» (32%) продолжает удерживать лидирующие позиции на рынке метизов. Поэтому для достижения целей ОАО «ММК-МЕТИЗ» необходимы новые разработки, повышение качества и начало выпуска новых видов продукции