Критерии и показатели эффективности деятельности специалиста в системе психологической службы. Процедура аттестации педагога-психолога.

Эффективность работы психолога – это степень соответствия целей организации взаимодействия психолога с клиентом и заказчиком полученному результату. Основным фактором эффективности работы психолога является его личность: профессионализм, психологическая компетентность, искреннее желание помогать людям, ответственность за принимаемые решения и действия, творческое отношение к новым задачам, предлагаемым ему индивидуальной историей проблемы каждого нового клиента. По мере распространения психологической помощи вопрос о ее эффективности становится все более актуальным. Повышаются требования к временным аспектам и качеству работы психолога. Оценка эффективности психотерапии осуществляется с учетом ряда обстоятельств.
Для получения достоверных оценок эффективности психологической помощи необходимо иметь четкое описание определенного метода, данные о квалификации психологов, которые этим методом пользуются, характере проблем, на разрешение которых данный метод претендует. Необходимо также иметь статистически значимое количество результатов, соотнесенное с общим числом клиентов.
Затем формируется по принципам случайной выборки контингент клиентов, в работе с которыми будет использован избранный метод. Достоверные данные об эффективности можно получить, если проблемный материал характеризуется хотя бы некоторой гомогенностью, что практически очень трудно реализуется.
Необходимо сравнение непосредственных и отдаленных результатов лечения. Число повторно обследованных клиентов должно быть репрезентативным (90% общего числа).
Для объективной оценки необходима своя контрольная группа клиентов, так как изменения состояния прошедших курс психотерапии, могут продолжаться в неконтролируемых условиях.
Схема оценки эффективности психологического воздействия строится в соответствии с одним из стандартных планов психологического эксперимента. Например, план с предварительным и итоговым тестированием и контрольной группой. В этом случае на первом этапе проводятся констатирующие замеры в экспериментальной и контрольной группах. На втором этапе в экспериментальную группу вносится независимая переменная, то есть осуществляется ранее намеченное психологическое воздействие, согласно избранному методу. Работа с контрольной группой проводится обычными методами. На третьем этапе осуществляется итоговое тестирование в экспериментальной и контрольной группах. Сопоставление результатов, полученных при предварительном и итоговом тестировании в экспериментальной группе в сравнении с данными контрольной группы позволяет судить о существенности различий внесенных оцениваемым методом и, следовательно, о его эффективности.
Для контроля за эффективностью психологических воздействий используются также лонгитюдные исследования, позволяющие анализировать динамику психической активности определенной возрастной группы и сопоставлять с нею динамику внутреннего мира человека, к которому были применены эти воздействия.
Анализ любого критерия эффективности имеет дело со следующими результатами: субъективно оцениваемые клиентом изменения в собственном мышлении и поведении; инструментально регистрируемые изменения в различных модальностях его внутреннего мира; стабильность достижений, проявляемых в последующей жизни человека.
Динамика самооценки, отношения к другим людям отражает процесс реконструкции личности. Повторное тестирование этой динамики позволяет отслеживать смену установок клиента как по отношению к своим проблемам, так и по отношению к процессу психотерапии. Значимыми являются изменения, связанные с осознанием реконструкции своего поведения. Большинство авторов сходится во мнении, что клиническое симптоматическое улучшение является важнейшим критерием эффективности психологического воздействия.
Установление личностного роста клиента в процессе психологического воздействия осуществляется с помощью проективных и других методов. В случаях применения батареи диагностических методик исходят из обычных принципов отличия выборки испытуемых от нормальной выборки, а также от того, что по мере улучшения состояния клиентов их психологические показатели приближаются к норме. Сравнивают средние показатели, полученные в начале, в процессе и в конце психологического воздействия.

Процедура аттестации педагога-психолога предполагает прохождение двух обязательных этапов:
• Анализ представленных документов
• Посещение экспертной комиссией рабочего места аттестуемого. Аттестуемый обязан представить следующие материалы: 1. Годовой план работы. 2. Журнал учета проведенной работы 3. График работы на неделю

4. Используемые в работе программы и методики психопрофилактической, диагностической, развивающей, коррекционной, консультационной и других видов работы. Характеристика программ и методов дается в свободной форме и включает в себя: • цели и направления программы; • адресата; • авторство; • краткое содержание.

5. Аналитический отчет о проведенной работе за год. Пишется в свободной форме, включает: • количественные данные о проведенной в течение года работе; • качественный анализ основных проблем, по которым обращались к психологу, в соответствующее подразделение психологической службы; • обеспеченность их решения научными, методическими средствами; • основные проблемы и трудности в работе; • перспективные направления работы. Материалы, заверенные администрацией образовательного учреждения или учреждения службы, представляются за последние три года.