Вариативные формы организации обучения: домашняя работа, подготовка в ГПД.
Вариативность методов и организационных форм обучения не сразу была признана необходимой в современном образовании. Основные причины, восстребующие вариативность, - это многообразие учебных (точнее, учебно-воспитательных) задач, разнообразие элементов содержания образования и видов учебного материала, неоднозначность проявления закономерностей его усвоения в зависимости от индивидуальных особенностей детей, их стиля познавательной деятельности и множества других факторов, вплоть до обстановки в классе, взаимоотношений учащихся друг с другом и с учителем. Идея многовариантности моделей жизни и развития школы, ее учебного процесса получает все большее признание во всем мире.
Вариативность форм организации обучения: урок, семинар, лекция, практическое занятие, консультация, дополнительное занятие, домашняя работа, олимпиада, экскурсия, конкурс
При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует соблюдать следующие рекомендации:
- приготовление уроков проводить в закрепленном учебном помещении, оборудованном мебелью, соответствующей росту обучающихся;
- начинать самоподготовку в 15 - 16 часов, так как к этому времени отмечается физиологический подъем работоспособности;
- ограничивать длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч., в 4 - 5 классах - 2 ч., в 6 - 8 классах - 2,5 ч., в 9 - 11 классах - до 3,5 ч.;
- предоставлять по усмотрению обучающихся очередность выполнения домашних заданий, рекомендуя при этом начинать с предмета средней трудности для данного обучающегося;
- предоставлять обучающимся возможность устраивать произвольные перерывы по завершении определенного этапа работы;
- проводить "физкультурные минутки" длительностью 1-2 минуты;
- предоставлять обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой, библиотеке, читальне).
ЦЕЛИ самоподготовки: Образовательные: Расширять, закреплять и систематизировать знания детей.
Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике.
Развивающие: Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, речи воспитанников.
Научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке, искать информацию в интернете. Создать условия для развития творческих способностей учащихся.
Воспитательные: Воспитывать навыки культуры умственного труда, самоконтроля, самоорганизованности, трудолюбия, самостоятельности и прилежания, дисциплинированности. Формировать положительное отношение к учебе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей.
Воспитывать бережное отношение к школьному и личному имуществу.
Правильная организация подготовки домашних заданий, эффективное закрепление и совершенствование знаний, полученных учениками на уроках – вот ключевые моменты реализации и достижения этих целей.
Домашняя работа – это особая деятельность каждого ученика, находящегося в иных, чем в классе, условиях. Школьник самостоятельно продолжает то, что делал вместе с другими учащимися в классе, и вместе с тем приобретает такие знания и навыки, которые необходимы для дальнейшей учебы под руководством учителя. Без этих знаний учебный процесс продолжаться не может.
Таким образом, домашняя работа — не только важная форма организации обучения, она органически входит в процесс обучения как его необходимое звено, представляя собой индивидуальную форму учебных занятий под руководством воспитателя.
Самостоятельная работа учащихся — это главный вид деятельности при подготовке домашних заданий. Задача подготовки домашних заданий заключается в выработке и развитии у школьников навыков самостоятельности в учебной и трудовой деятельности.
Самоподготовка – это своеобразная форма организации учебной деятельности в условиях продленного дня.
Можно выделить основные этапы в структуре самоподготовки:
а) организация начала самоподготовки;
б) подготовка к самостоятельной работе;
в) самостоятельная работа детей;
г) самооценка, взаимопроверка, оценка работы;
д) проверка работы воспитателем;
е) подведение итогов работы.