Воронка продаж. ABC и XYZ сегментация клиентов на рынках.

 

«Воронка продаж» - закономерность распределения клиентов с момента 1 контакта до момента подписания договора. График в виде воронки. Широкая часть вверху показывает, сколько клиентов находится в начальной стадии процесса, а узкая нижняя – сколько клиентов заключило контракт. Воронка продаж — отличный инструмент для анализа ситуации в отделе продаж. По воронке продаж можно понять не только ситуацию по отделу продаж в целом, но и выяснить, как обстоят дела с продажами у каждого из сотрудника. Принцип построения воронки прост. Стадии заказа записываются по порядку и вычисляется количество заказов, находящихся (и находившихся) на каждой из стадий в указанный промежуток времени. Полученные величины отмечаются на графике.

Какую информацию можно получить из воронки продаж? Если вести учёт потенциальных клиентов с помощью воронки, то можно увидеть этапы процесса продаж, требующие вмешательства и доработки:

Если количество потенциальных покупателей недостаточно велико, нужно либо искать способы привлечь больше потенциальных покупателей (посредством рекламы, рассылок, выставок), либо начать искать другую нишу, в которой больше потенциальных покупателей.

Если значительное сужение воронки происходит на этапе отправки коммерческого предложения - это значит, что текущий способ подачи первоначальной информации о компании и продуктах не является оптимальным и его надо пересмотреть.

Если до обсуждения цены не дошло существенное количество клиентов, значит, скорее всего, продукт не решает все проблемы клиента и необходимо развивать функционал продукта в сторону решения конкретных проблем или улучшения качества работы.

Если до получения денег дошли не все компании из предыдущего этапа - это может означать, что либо клиент слишком крупный и его нужно тормошить звонками и письмами каждую неделю, либо договорные документы составлены не лучшим образом и не стимулируют клиента произвести оплату как можно быстрее.

Если у разных менеджеров по продажам воронки значительно отличаются, вы можете понять, кого именно лучше использовать на каком этапе общения с клиентами, у кого накоплен полезный опыт в определяющих ситуациях, а также оценить качество работы своих сотрудников.

 

Таким образом, видно, что воронка продаж является очень полезным и при этом достаточно простым инструментом. Данный функционал полностью реализован в системе Informicus CRM.


Одним из наиболее распространенных маркетинговых методов анализа являются ABC-классификация и XYZ-анализ.

ABC-классификация:

– в зависимости от доли покупателя в выручке компании: важные (А-класс), средней важности (B-класс), низкой важности (С-класс);

 

XYZ анализ: При анализе клиентской базы в качестве параметра выбирается частота закупок. Разделение на классы осуществляется на основе накопленной в базе данных информации о сделках и объемах выручки. Критерий здесь – регулярность закупок

 

Х-класс: – стабильные покупки;

Y-класс: – нерегулярные периодические покупки;

Z-класс: – эпизодические покупки.

 

Интегрированный ABC (XYZ)-анализ отношений с клиентами

 

Наложение результатов XYZ-анализа на данные анализа по методу ABC позволяет сформировать матрицу распределения клиентской базы на девять секторов.

AX

 

Внедрение маркетинга отношений.

Разработка программ лояльности

 

AY

Разработка индивидуальных программ обучения

 

AZ

Поддержание постоянных контактов с клиентами

 

BX

Разработка целевых программ корпоративного обучения с целью увеличения объемов продаж

 

BY

Исследование потребностей, расширение ассортимента услуг

BZ

Дифференцированный маркетинг

 

CX

Разработка системы стимулирования сбыта для постоянных клиентов

 

CY

Сокращение затрат на коммуникации.

Использование только массового продвижения

 

CZ

Малорентабельная зона