Принципы организации деятельности коммерческих банков

Как в любых организационных системах, в банковской системе действуют три вида принципов: экономические, правовые, социально-психологические. К ним можно отнести:

1. Принцип самостоятельности (самостоятельный выбор своих клиентов, выбор основных операций и т. д.);

2. Принцип самостоятельного распоряжения ресурсами (свободное распоряжение собственными и заемными ресурсами, а также доходами в рамках законодательства);

3. Принцип размещения ресурсов путем кредитования (кредитование клиентов по выбору в рамках имеющихся ресурсов);

4. Принцип ответственности за результаты своей деятельности перед вкладчиками, акционерами и другими клиентами (отвечать по обязательствам в установленные сроки и в соответствии с оговоренными объемами);

5. Принцип самостоятельного определения условий (Самостоятельное определение процентных ставок, тарифов, объемов и др.);

6. Выполнение своих обязательств в первую очередь перед вкладчиками, затем держателями облигаций и в последнюю очередь - перед акционерами.

7. Стремление к максимальному получению прибыли.

8. Уклонение (неприятие, минимизация) от риска (предпочтение малорисковых операций).

9. Предпочтение долгосрочной эффективной деятельности краткосрочной (стабильность, устойчивость).

10. Соблюдение установленных государством норм (законов, нормативов и др.).

Есть другая классификация принципов деятельности банков:

- принцип максимальной прибыльности при минимуме затрат (эффективности),

- принцип эффективности,

- подешевле купить подороже, продать подешевле (спекуляции),

- минимизация риска , повышение безопасности,

- взаимная заинтересованность,

- филиальная сеть,

- универсальность и специализация .