Внешние воздействия

Невозможно рассмотреть здесь все воздействия, идущие извне организации (первые две из только что перечисленных категорий), которые влияют на поведение служащих. Тщательное изучение этих воздействий должно было бы охватить весь предмет психоло­гии и увело бы нас далеко в сторону от проблем государственного управления.

Исходя из наших целей, мы можем удовлетвориться чем-то меньшим,нежели полный обзор всей сферы человеческого поведения. Конкретно мы обратимся к тем воздействиям и тому опыту, которые имеют первейшее значение для понимания управления. Самые важ­ные из них: (1) общераспространенное общественное мнение и моде­ли поведения, формирующие те нормы и обычаи общества, которые подсказывают индивидууму, как следует вести себя в ситуациях, свя­занных с управлением; (2) черты личности, имеющие особое значе­ние для управленческой деятельности; (3) формирование личности на основе опыта, накопленного во «внешних» организациях — семье, церкви, профсоюзе, политическом клубе, и (4) формальное образова­ние, обучение и предшествующий опыт работы.

В случае с руководителем отдела досуга примером воздействия об­щественных норм могло бы быть его ощущение, что он сохранит лояль­ность любой организации, в какой бы он ни работал. Примером важной черты личности было бы то, что он буквально сияет, общаясь с другими людьми. Примером воздействия из «внешней среды» мог бы быть его интерес к проблеме юношеской преступности, возникший благодаря участию в работе комитета по преступности местного «Ротари-клуба». Примером воздействия формального обучения были бы навыки, приоб­ретенные в колледже при изучении курса «Лидерство в группе».