I. Принципы, предопределяющие цели обучения как закономерно реализуемые «дидактические идеалы»
1. Принцип ценностной направленности обучения.
Этот принцип предполагает, прежде всего, ценностное переосмысление содержания обучения, создание для учащихся ситуаций переживания своего отношения к главным жизненным ценностям.
Еще А. Н. Леонтьев замечал, что наше обучение насыщено значениями и не насыщено смыслами. Значимыми для современного обучения являются:
□ личностные смыслы учения и жизни ученика, а не объем знаний по предметам;
□ опыт самостоятельной учебной деятельности, а не отдельные предметные умения и навыки;
□ социальный опыт личности ученика, а не количество усвоенной информации.
Этот принцип требует не только устанавливать результаты обучения по традиционным критериям оценки знаний, умений и навыков, но и фиксировать личностный рост учащихся, меру освоения ими системы жизненных ценностей.
2. Принцип равных возможностей.
Этот принцип является основой демократически организованного обучения. Система государственного образования обязана предоставить всем учащимся равные возможности для обучения. Государственный образовательный стандарт выступает своеобразным гарантом такой демократической меры.
Этот принцип не исключает, а даже подчеркивает, что необходимо создавать особые условия для тех, кто по состоянию здоровья не может учиться в обычном учебном заведении. Этот принцип требует от учителя принимать любого учащегося таким, каков он есть изначально, ориентироваться на ученика как на личность.
3. Принцип сотрудничества.
Этот принцип требует создания в учебном процессе атмосферы взаимопонимания, доверия и совместной деятельности. Он прямо воплощает идею Л. С. Выготского: развитие ребенка в обществе, преобразование социального в индивидуальное происходит в процессе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Любое знание по природе своей социально, поэтому оно может возникнуть только как результат совместных стремлений людей к познанию, как результат взаимодействия и сотрудничества.
Кроме того, сотрудничество учителя и учащихся объективно делает обучение диалогичным, более личностным. В ситуации сотрудничества учитель не формирует свойства личности своих учеников, а как бы «востребует» в учебном процессе их природные задатки и субъектный жизненный опыт.
Выстраивая обучение на принципе сотрудничества, учитель должен отказаться от жестких способов принуждения, контроля, формального оценивания, а чаще стимулировать учебную деятельность учащихся, создавая им ситуации успеха, самоуважения, заботы, взаимопомощи.