Безопасности эксплуатации транспортных средств, машин и механизмов. Определение рациональных способов действий спасателя.

Аварийно-спасательные работы, выполняемые при ликвидации последствий дорожно­транспортных происшествий, включают в себя следующие основные разновидности:

-спасение пострадавших при столкновениях, опрокидывании автомобилей и наездах;

-спасение пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях на железнодорожных переездах;

-спасение пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, происшедших в ходе перевозки опасных грузов;

-спасение пострадавших при пожарах на автомобильном транспорте;

-спасение пострадавших при падении автомобилей с крутых склонов;

-спасение пострадавших при попадании автомобилей под лавины и сели;

-спасение пострадавших при падении автомобилей в водоемы.

Безопасность спасателей и пострадавших при ведении аварийно-спасательных работ при ДТП достигается:

- заблаговременной специальной подготовкой спасателей к выполнению аварийно-спасательных работ с использованием современных средств спасения, инструментов, способов и технологий их применения соответственно типовым условиям обстановки;

- допуском к выполнению аварийно-спасательных работ только лиц, обученных по соот­ветствующей программе, сдавших зачеты и получивших соответствующее удостоверение;

- неуклонным выполнением спасателями мер безопасности и указаний командира, поддер­жанием высокой дисциплины и организованности;

- организацией и неукоснительным поддержанием особого режима в рабочей зоне, ограж­дением ее и недопущением проникновения на ее территорию посторонних лиц;

- четким распределением обязанностей между членами аварийно-спасательной группы;

- постоянным контролем за выполнением спасателями требований безопасности и опера­тивным оказанием им необходимой помощи при возникновении аварийных ситуаций;

- выполнением АСР в тесном взаимодействии спасательной группы с подразделением безопасности дорожного движения и бригадой скорой медицинской помощи.

Требования безопасности перед началом работ

Командир аварийно-спасательной группы по прибытии на место ДТП обязан:

- поставить транспортные средства аварийно-спасательной группы в месте, исключающем наезд транспорта, движущегося по дороге, обозначить их месторасположение установленным по­рядком;

- установить связь с бригадой безопасности дорожного движения, уточнить характер про­исшествия и меры, принятые по ограждению места происшествия и оказанию помощи

пострадавшим;

- провести разведку обстановки, уточнить состояние аварийных транспортных средств, по­ложение и состояние пострадавших, наличие или опасность возникновения вторичных пора­жающих факторов (течи горючего, возникновения возгорания, опрокидывания аварийного транс­портного средства, обрушения поврежденных неустойчивых конструкций и т.п.);

- поставить спасателям задачу на ведение аварийно-спасательных работ и указать меры безопасности при их выполнении; указать наиболее безопасное направление доступа к аварийно­му транспортному средству и пострадавшим; провести мероприятия по его стабилизации и меро­приятия по локализации или предотвращению воздействия вторичных поражающих факторов;

- убедиться, что в рабочей зоне и вблизи нее нет оборванных электролиний и загазованно­сти;

- указать границы рабочих зон:

- - первая рабочая зона - диаметром 5 м от аварийного транспортного средства - место непосредственного ведения аварийно-спасательных работ;

- - вторая рабочая зона - часть площади круга радиусом от 5 м до 10 м от аварийного транспортного средства - место размещения готового к применению аварийно-спасательного инструмента и не занятых работой спасателей;

- определить место для складирования обломков, боя стекол, а также груза, перевозимого на аварийном транспортном средстве, препятствующих проведению спасательных работ;

- установить взаимодействие с бригадой безопасности дорожного движения, особенно в части обеспечения безопасности ведения спасательных работ в условиях интенсивного движения транспорта;

- контролировать выполнение мер безопасности при развертывании и подготовке к работе.

При выполнении работ в темное время суток организовать освещение рабочих зон; вклю­чить габаритные огни и аварийно-световую сигнализацию, а в запрещенной для проезда рабочей зоне расположить химические источники света красного свечения.

При ДТП на железнодорожных переездах убедиться, что приняты меры по прекращению движения поездов или уменьшению скорости их движения.

Спасатели в соответствии с распределением обязанностей должны привести в готовность средства спасения и инструмент в порядке, указанном командиром аварийно-спасательной груп­пы, соблюдая меры безопасности, особенно в условиях интенсивного дорожного движения.

Транспортные средства бригады расставить за границей рабочей зоны так, чтобы блокиро­вать беспрепятственный доступ посторонних машин и лиц к месту ведения спасательных работ.

При этом должен быть обеспечен свободный доступ для машин и персонала, обеспечивающих ведение спасательных работ и оказание помощи пострадавшим.

Оградить рабочую зону на расстоянии 10 м от аварийных транспортных средств загради­тельной лентой красно-белого цвета (или веревкой), натянутой на стойках на высоте 1 м, с наве­шанными треугольниками со стороной 100 мм, желтого цвета с черной каймой, с расстоянием не более 6 м один от другого.

При ведении работ в темное время суток на ограждение навешиваются мигающие лампы красного цвета.

Спасательные средства и инструмент, необходимые для стабилизации аварийного транс­портного средства, выполнения спасательных работ и оказания первой медицинской помощи по­страдавшим, расположить во второй рабочей зоне в порядке, обеспечивающим их быстрое и безопасное использование.

Привести в готовность средства индивидуальной защиты, надеть каску, перчатки, средства защиты органов зрения.