III этап. Вербализация пережитого

Не следует путать этот этап с аналитическим: вербализация
пережитого в момент непосредственного контакта — общения с
произведением искусства — это организованная учителем по-
пытка каждого из зрителей выразить словом то, что произошло
в его сердце на предшествующем этапе работы. Самое глубокое,
самое полное восприятие образа во всей его целостности найдет
слова, но даже когда выскажется каждый в группе и каждый
добавит и уточнит в словах общее впечатление, надо помнить,
что словами образ живописный, скульптурный, графический, так
же как и музыкальный или архитектурный, исчерпать нельзя.
Перевод всегда будет не полным, вербальная копия — бледным
абрисом реального художественного образа. И все же обойти
этот этап нельзя, особенно в учебной работе, поскольку здесь
возникает возможность выделить целостное восприятие про-
изведения искусства.

На этом этапе работы главное — доверие студентов к педагогу
и друг к другу, отсутствие опасения попасть в неловкое положение,


9*



чрезмерно раскрыть свой внутренний мир. Педагог должен быть
готов к тому, что не все и не сразу согласятся выразить вслух то, что
они пережили и почувствовали, что многим нужно учиться этому.
Учитель не должен заставлять своих товарищей и учеников раскры-
вать тайное тайных своей души. Можно лишь предложить расска-
зать о том, что происходило в сердце каждого, но для успешной
работы на этом этапе нужно очень многое, и главное — готовность
каждого выйти на контакт с товарищами с открытым сердцем.

Все, о чем говорилось, сделать действительно трудно, но необ-
ходимо, и этому надо учиться, снова и снова пытаясь добиться
успеха. Студент — будущий педагог должен помнить: пренебре-
жение моментом вербализации чувства обедняет работу с худо-
жественным образом, поскольку ее главный результат на этом
этапе — коррекция, обогащение и осознанная фиксация впечат-
ления, полученного в процессе непосредственного восприятия.