КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ ДОНСКИХ АРМЯН.

Одним из самых любимых праздников донских армян был Новый год, который называли « кахант». 31 декабря женщины пекли « тари » (что означает «год») – большой плоский и круглый хлеб, испеченный так, что на нем ясно вырисовывались 12 отдельных частей, число которых соответствовало количеству месяцев в году. Сверху « тари» украшали орехами и изюмом. В одну из частей «тари» клали серебряную монету на счастье. В новогоднюю ночь любили колядовать. Вечером дети выходили на колядки, с песнями заходя в каждый дом, собирая сладости и деньги.

Следующие после Нового года праздники – Рождество и Крещение – донские армяне начинали отмечать утренним богослужением в церкви. В рождественский сочельник прихожане отстаивали службу с зажженными свечами, по окончании которой возвращались домой, принося с собой столько свечей, сколько было членов семьи. Свечи зажигали во время ужина и только после этого принимались за еду. На ужин сочельника, помимо блюд для разговения после поста - рыбного заливного, жареной и вареной рыбы - зачастую готовили « кубаты» - сорокалистовый слоеный пирог с рыбой и луком.

Богослужение в Крещение также начиналось очень рано и завершалось утром. В церквях, в специальных бассейнах, совершался обряд водоосвящения и у каждого нахичеванца во время благославления дома на столе, вместе с хлебом, была и освященная вода. Эту воду хранили в домах круглый год в специальной посуде и употребляли, как средство исцеления и очищения.

После передового поста нахичеванские армяне справляли Сретение и Масленицу. Во время Сретения, которое по-нахичевански называлось «Теринтас», во дворах и на улицах зажженными в церкви свечами поджигались снопы сена, которые своим дымом изводили злых духов.

Масленицу («Барикенанк») нахичеванцы отмечали всю неделю, особенно весело последние три дня. В это время нахичеванцы наряжались в различные маски, устраивали скачки, танцевали, пели, заходили в гости.

После Великого поста нахичеванцы отмечали Вербное воскресенье, Страстную пятницу, Пасху. Во время Вербного воскресенья армяне плели и связывали друг с другом освященные ветки вербы, получившийся круг хранили в течение всего года.

В ночь со страстного четверга на страстную пятницу во всех церквях Нахичевани выставлялись нарядные позолоченные гробы с изображением распятия, и начиналось богослужение с крестным ходом.

Подготовку к Пасхе начинали с самого начала последней недели поста. В понедельник убирали в доме, во вторник и среду пекли « псатыр » - печенье в форме короны, в четверг – красили яйца, в пятницу – пекли пасхальный хлеб, в субботу – занимались подготовкой к ужину сочельника. Донские армяне делали жертвоприношение и у церквей раздавали « матах » - жертвенное мясо.

Особенно любимым нахичеванцами был праздник Св. Георгия, который отмечался в июне. Известный историк Таганрога П.П. Филевский, проживавший в 60-е г.г.XIX в. в Нахичевани, отмечал, что в это время армяне не отказывали себе в выпивке. « Не далеко, в семи верстах от Нахичевани был монастырь, при котором был огромный чудесный сад, распивали там и угощали друг друга. Семьи переходили из палатки в палатку. Вечером и утром шли на церковную службу в монастырь».

Нахичеванцы отмечали также Преображение, праздник Св. Акопа и совершали паломничество к святым местам. Преображение армяне называли «Вардевор». Обычай побрызгать друг на друга водой («играть в вардевор») к нач. ХХв. сохранился в основном в деревнях. В Преображение совершалось самое большое паломничество в монастырь Сурб-Хач.

В Праздник Св. Акопа существовал обычай приносить в жертву петухов. В это время со всех окрестных сел крестьяне везли в город на базар петухов, зная, что они именно сегодня будут пользоваться особым спросом.

Одним из развлечений крестьян в дни паломничества была национальная борьба – гураш. Зрители становились в круг, в середину которого ставился приз - голова буйвола.