Воспитание в себе достоинств и совершенных качеств
Именно это и было целью путешественников, отправлявшихся к достойным людям, чтобы познакомиться с их образом жизни и их качествами. Ученый имам, отрешенный хафиз, Ахмад ибн Фарах аль-Ишбили сказал об имаме ан-Навави: «Имам Мухйиддин поднялся до трех степеней, и если бы кто-нибудь добился хотя бы одной из них, то к нему бы устремились люди. Это – знание, отрешенность (от мирских благ), побуждение к одобряемому шариатом и удерживание от порицаемого им».
Великий имам, хафиз Йахья ибн Йахья ибн Бакир ат-Тамими отправился к имаму Малику ибн Анасу, чтобы приобрести у него знание. Когда же он его приобрел, то остался у Малика и сказал: «Я остался, чтобы научиться его нравственным качествам».
А также во время путешествия меняются обычаи и привычки человека, и взамен прежних он приобретает новые хорошие качества, которые закладывает в нем путешествие: например, терпение, проявляемое путником, часто переживающим как физическую усталость, так и душевную боль, расставаясь с любимыми людьми. Или обходительность, поскольку человек, находящийся вдали от родины, чувствует в этом большую необходимость, нежели тот, кто живет среди людей своего народа, которые знают о его знатном происхождении и положении его семьи, и поэтому его прямоту они выслушивают снисходительно.
Подобное восприятие достоинств великих людей раскрывает сердца, делая их более вместительными для того, что разнится. И никто не винит другого за его направление или самостоятельные суждения и взгляды и не торопится выступить с нападками или обвинить в измышлении нововведений (бид‘а) или в заблуждении того, кто от него отличен.