Бодрствование в поисках знания

 

Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «(Однажды, уже) в конце своей жизни, пророк, , совершил с нами вечернюю молитву, произн¸с в конце е¸ слова таслима[132], поднялся и сказал:

أَرَأَيْتَكُمْ لَيْلَتَكُمْ هَذِهِ ، فَإِنَّ رَأْسَ مِائَةِ سَنَةٍ مِنْهَا لا يَبْقَى مِمَّنْ هُوَ عَلَى ظَهْرِ الأرْضِ أَحَدٌ

«Понимаете ли вы, что это за ночь? Поистине, через сто лет после этой ночи не останется на земле ни одного из живущих на ней (ныне)!»[133],[134] Аль-Бухари, да смилостивится над ним Аллах, приводит этот хадис под заголовком «Бодрствование ночью в поисках знания». Затем он вновь приводит этот хадис под заголовком «Глава о бодрствовании ночью в поисках знания религии и о благодати, (ниспосылаемой) после вечерней молитвы»[135].

Одного из предшественников спросили: «Что помогло тебе достичь знания?». Он ответил: «Лампа и сидение до самого утра». Другой на тот же вопрос ответил: «Путешествия, бодрствование ночью и пробуждение до зари».

Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Лучшая учеба – учеба по ночам. Многие предшественники поступали так, а некоторые из них начинали (заниматься) после вечерней молитвы и могли продолжать даже до тех пор, пока не услышат призыва (азана) на утреннюю молитву».

И, быть может, самыми приятными и сладостными часами для искателя знания станут часы его уединения вместе со своей книгой, чернильницей и пером в тишине ночи, когда он сможет с интересом и терпеливо приобретать знание, надеясь на вознаграждение от Всевышнего Аллаха. Он не торопится получить награду и увидеть ранние блестящие и ослепительные результаты своей учебы, которые в итоге могут оказаться обманчивыми и быть простым честолюбием, самообольщением, самодовольством и высокомерием по отношению к другим рабам Аллаха. В старину говорили: «Тщеславие губит»[136].

Ты все, что желаешь, успеть постарайся исполнить во мраке ночи,

Ведь ночь для того, кто умен и способен, проходит, как долгие дни.