Блок-тормоз

 

Предназначен для затормаживания состава или отдельно взятого вагона в случае отсутствия давления воздуха в напорной магистрали и магистрали стояночного тормоза.

 

Рис 67. Блок-тормоз  
Устанавливается на каждой колесной паре в сборе с тормозным цилиндром. На нечетных колесных парах

(1; 3; 5) – с левой стороны

(2; 4; 6) – с правой стороны.

 

Управление блок-тормозами всего состава осуществляется тумблером «Тормоз стояночный» на вспомогательном пульте управления в кабине машиниста.

Цилиндр тормозной стояночный пневматический двухкамерный представляет собой устройство, состоящее из тормозного цилиндра и цилиндра стояночного тормоза, которые торцевыми частями через фланец соединены между собой.

Стояночный тормоз состоит из корпуса , пружин , поршня, штока, крышек, и болта. Шток стояночного тормоза связан с поршнем и упирается в пятку днища поршня тормозного цилиндра. Пружины с одной стороны упираются в крышку, а с другой стороны в поршень . Болт с торцевой стороны насаживается на подшипник, а конец болта с помощью резьбы вворачивается в гайку, которая вставлена внутрь штока.

При отсутствии давления сжатого воздуха в рабочей полости стояночного тормоза пружины разжимаются и, воздействуя на шток, передают усилие на поршень тормозного цилиндра. Поршень движется, сжимая пружину, выдвигается шток, и тормозное усилие передается на тормозную колодку через рычажную передачу. Тормозная колодка воздействует на поверхность катания колеса и колесо затормаживается.При подаче сжатого воздуха в рабочую полость стояночного тормоза происходит обратное перемещение поршня. При этом пружины сжимаются и под воздействием оттормаживающего механизма и силы пружины тормозного цилиндра колесо растормаживается.

Рис 68. Устройство блок-тормоза  
При транспортировании вагона посторонней тягой или при неисправности блока управления стояночным тормозом, стояночный тормоз должен быть выключен. Выключение стояночного тормоза производится с помощью болта. При этом происходит сжатие пружин и фиксация их в этом положении. В данном случае будет работать только тормозной цилиндр, обеспечивая торможение вагона.

Произвести осмотр блок-тормозов тележек. Проверить состояние и крепление узлов и деталей блок-тормозов. Обратить внимание на отсутствие трещин, сколов и износа выше нормы тормозных колодок. Минимальная толщина тормозной колодки – 15 мм, между тормозной колодкой и поверхностью катания колеса должен быть 4±1 мм. Проверить состояние и крепление тормозных цилиндров, подходящих рукавов. Обратить внимание на отсутствие извернутости рукавов, трещин и потертостей. Проверить на слух отсутствие утечек воздуха в местах соединений воздухопроводов к тормозным цилиндрам и рукавам.