Правоведение

1. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных ин­тересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв).

2. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

3. «Страна, лишенная законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники — народы» (Ф. Пшнка).

4. «Многочисленность законов свидетельствует не в пользу нра­вов, а многочисленность процессов не в пользу законов» (П. Буаст).

5. «Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).

6. «Жесткость законов препятствует их соблюдению» (О. Бисмарк).

7. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Ж. Даламбер).

8. «Там, где царит жестокий закон, люди мечтают о беззаконии» (С. Лед).

9. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (принцип римского права).

10. «Законы для всех должны иметь одинаковый смысл» (Ш. Мон­тескье).

11. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (латинское изречение).

12. «Задуманное пусть и неосуществленное преступление всё же есть преступление» (Сенека).

13. «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» (Ш. Монтескье).

14. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер),

15. «Крайнее соблюдение законности может оказаться крайним беззаконием» (Теренций).

16. «Государство находит в праве порядок, а право в государстве — власть, которую оно утверждает» (А. Кененов).

17. «Самый заклятый враг права — привилегия» (М. Эбнер-Эшен- бах).

18. «Судья — говорящий закон, а закон — это немой судья» (Ци­церон).

19. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (антич­ный афоризм).

20. «Не всё, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).

21. «Самое большое преступление — безнаказанность» (Б. Шоу).

22. «Ваш долг есть сохранять законы, на лица сильных не взирать» (Г. Державин).

23. «Создайте лишь немного законов, но следите за тем, чтобы они соблюдались» (Дж. Локк).

24. «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности — анархия».

 

1.7. Примеры для работы с высказываниями

1. Цитата «Человек имеет свободу выбора, ибо в против­ном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». (Ф. Аквинский)
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность Проблема сознательного регулирования по­ведения людей является актуальной в усло­виях современного общества, характери­зующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.
3. Смысл высказывания Главным проявлением сознательности по­ведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое по­ведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом слу­чае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.
4. Для аргументации на тео­ретическом уровне необ­ходимо раскрыть тезисы и понятия: Способы сознательного регулирования пове­дения человека. Свобода и ответственность в поведении че­ловека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определенного типа поведения людей в об­ществе.
5. Примеры 1. Солдат, исполняющий приказ, не несет от­ветственности за свои действия, если он на­ходится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в со­стоянии делать осознанный выбор поведе­ния, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступле­ния и не предусматривает его уголовной от­ветственности.
   
1. Цитата «Создает человека природа, но развивает и об­разует его общество». (В. К Белинский)
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность Проблема биосоциальной сущности челове­ка, механизмы социализации.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что человек обладает двой­ственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную устав­ляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.
4. Для аргументации на тео­ретическом уровне необ­ходимо раскрыть тезисы и понятия: Человек — живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, ее этапы, механиз­мы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.
5. Примеры 1. Длительное отсутствие сна у человека раз­рушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, са­моконтролю. 2. Факты существования детей-маугли.
   
Цитата «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования»,(Дао-Цзы)
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность Проблема характера взаимоотношения го­сударства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических про­цессов, происходящих в мире.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что степень уважения и го­товность населения подчиняться государствен­ной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.
4. Для аргументации на тео­ретическом уровне необ­ходимо раскрыть тезисы и понятия: Какими качествами обладают правители — великие мудрецы? При каких условиях государственная власть не раздражает общество? Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных. Оно должно реализовывать принцип соци­альной справедливости. Преобладающим методом должно стать убе­ждение, а не принуждение. Нравственный, моральный облик правите­лей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.
5. Примеры 1. Реализация идеи социального партнер­ства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и вза­имной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые вы­сокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми. 2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к рас­колу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.
   
1. Цитата "Свобода одного заканчивавшей там, где начи­нается свобода другого" (М. Бакунин)
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность Проблема свободы личности в обществе яв­ляется актуальной в условиях формирования правового государства.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.
4. Для аргументации на тео­ретическом уровне необ­ходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы. Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.
5. Примеры 1. Право слушать громкую музыку, занимать­ся творчеством (КоАП РФ вводит ограниче­ние до 23.00) не должно препятствовать осу­ществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области про­изводства продуктов питания ограничивает­ся требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.
 
1. Цитата Щ.Культура есть неотвратимый путь человека и человечества». (Н. Бердяев)
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ Проблема духовной культуры как спо­соба реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культур­ной преемственности как способ сохранения и развития человечества.
3. Смысл высказывания Автор утверждает, что общество не может су­ществовать, не создавая культуру.
4. Для аргументации на тео­ретическом уровне необ­ходимо раскрыть тезисы и понятия: Понятие культуры в широком и узком смыс­ле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллектив­ная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида.
5. Примеры 1. Школьница пишет стихи, занимается жи­вописью — она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (ЭМО, готы, панки).
3. Рок-опера «Юнона и Авось» — сочетание церковного песнопения, симфонической музыки с современной инструментальной музыкой.