Элейская школа

Это Ксенофант, Парменид, Зенон. Картину мира можно построить двояко. Основываясь на чувственном восприятии или основываясь на рациональном объяснении, получим разные картины мира. Для примера можно сравнить детскую и взрослую картины мира. Они заняли позицию, утверждавшую превосходство разума.

В качестве первосущностей, в разрез с пифагорейцами, стали понимать не число, а то, что подразумевали под новым понятиям — бытие́ [Парменид]. По Пармениду, бытие́ едино и неизменно. Бытие́ имеет место, а ничто не имеет места.

Разум может ограниченно воспринимать действительность и часть бытия видеть ничем. Отсюда вопросы о смысле жизни, существования, пришли в мир за тем-то. Но с колокольни Вселенной — никогда не сможете ответить на этот вопрос. Только сами от себя можете что-то привнести, отсебятину.

Позиция Парменида, таким образом, противоречила Гераклиту и, в том числе, его диалектическим идеям. Противоречие попытался разрешить Демокрит. Он ввёл новое понятие, вместо Гераклитовского огня и Демокритовского бытия. Это понятие философское, но потом стало важнейшим понятием в физике. Это понятие неделимое (атом).

Физики стали понимать под атомом совсем другое, впоследствии вполне делимое на элементарные частицы: электроны, а также протоны и нейтроны, делимые на кварки.

Если человек доберётся до неделимого, он сможет управлять миром полностью.

Вывод: античная школа провела очень серьёзные шаги в формировании научного мировоззрения.