Анализ связи закона спроса с моделью поведения потребителя

 
 

Анализ кривой безразличия может быть использован для того, чтобы показать связь закона спроса с моделью поведения потребителя. Для этого экономисты варьируют цены на товар Х, не изменяя цены на все другие блага и доход потребителя. При заданных предпочтениях отслеживают ситуацию равновесия для отдельного потребителя и реакцию потребителя на изменение цен, которая выражается в изменении количества товара Х в покупаемом рыночном наборе.

На рис. 14а воспроизведем рисунок13, показывающий первоначальное потребительское равновесие в точке В3.

При повышении цены продукта (бананов с 1 до 2,5 рублей рис. 14а) положение равновесия переместится из точки В3 в точку В’, количество спрашиваемой продукции уменьшится с 3 до 1 единиц. Кривая спроса на продукт строится путем соединения между собой точек, соответствующих комбинациям цен и количеств, а именно 1 рубль – 3 единицы и 2,5 рубля – 1 единица.

Бюджетная линия, применяемая для определения этой ситуации равновесия, показывала, что величина денежного дохода I равна 5 руб., а также, что цена бананов (PX) равна 0,50 рубля. Посмотрим, что произойдет с ситуацией равновесия, если цена бананов увеличится до 2,5 рублей, а цена яблок и доход не изменятся. На рисунке 14а показано, что образуется новая равновесная ситуация при касании передвинутой влево бюджетной линии с кривой безразличия U’ в точке B’. Потребитель приобретает в этой ситуации пять единиц продукта Y (яблок) и одну единицу продукта X (бананов) по цене 2,5 рубля по сравнению с четырьмя единицами продукта Y и тремя единицами продукта Х по цене 1 рубль в точке В3, то есть в старой ситуации равновесия. Эти данные экономисты показывают графически в виде кривой спроса на продукт Х на рисунках 14а и 14б. Горизонтальные линии на рисунках 14а и 14б идентичны, на обеих отмечается количество спрашиваемого продукта Х (бананов). Поэтому просто отпускают два перпендикуляра с рисунка 14а на горизонтальную ось рисунка 14б. На вертикальной оси рисунка 14б отмечают выбранные цены продукта Х. Соотнеся эти цены с соответствующими количествами спрашиваемой продукции, находят две точки кривой спроса на продукт Х.

Таким образом, варьируют цену продукта Х и, используя аппарат кривых безразличия и бюджетных линий, экономисты строят нисходящую кривую спроса на продукт, тем самым, объясняя связь потребительского выбора и закона спроса.