Динамические и световые конструкции в рекламе

 

Наиболее частыми победителями конкурсов являлись декораторы витрин ГУМа и ЦУМа, что и не удивительно. Образцы этого оформления популяризирует журнал «Советская торговля», регулярно помещая снимки то новогодних витринных окон ГУМа, то очередных удач­ных оформительских решений художественного коллектива ЦУМа. Получивший одно из первых мест в конкурсе 1960 г. руководитель этого коллектива В.Д. Переяслов публикует в порядке обмена опы­том статью «Витрина – лицо магазина». Здесь немало дельных со­ветов, один из которых поистине универсален: не перегружать вит­ринную экспозицию изобилием предметов, выбирать главный стержень изобразительной композиции.

Организаторы рекламы в этот период постоянно озабочены применением в витринах динамических установок, т.е. элементов, способных изменять, оживлять витринную экспозицию. Как об оп­ределенном успехе газета «Советская торговля» писала в ноябре 1956 г.:

В оконной витрине магазина № 5 торга «Мосодежда» внимание прохожих привлекает динамическая установка, при помощи кото­рой демонстрируются женские платья. В витрине непрерывно вра­щаются пять шелковых платьев, подвешенных на тонких, почти не­видимых капроновых нитях. Платье можно хорошо осмотреть со всех сторон.

Коллеги отмечают успешный опыт в этой сфере декоратора центрального воронежского универмага Э.М.Пастухова, сконструи­ровавшего оригинальные динамические витринные экспозиции, неоднократно получавшие дипломы на всесоюзных конкурсах. Это «Заяц–барабанщик», весело рекламирующий пионерские барабаны и горны, «Раскрывающаяся роза» для показа парфюмерных това­ров, «Говорящий Дед Мороз», призывающий покупать елочные иг­рушки. Звуковую часть подобных конструкций обеспечивал мага­зинный радиоузел, а небольшой электродвигатель позволял фигу­рам осуществлять движения, задуманные декоратором.

Однако динамические установки так и не получили широкого распространения в торговых предприятиях нашей страны. Они ос­тались явлением по преимуществу исключительным, а не повсе­дневным. Эти недешевые устройства, как правило, себя экономиче­ски не оправдывали.

Другое дело – газосветные конструкции, получившие широкое распространение в 50–60–е годы. С их помощью освещаются вы­вески, сооружаются настенные и накрышные установки. Они при­меняются и на фасаде, и в интерьере магазина, где освещают рек­ламно–информационные внутримагазинные витрины и стенды. Це­лесообразность расходов на них признавалась большинством торго­вых работников.

На ВДНХ летом I960 г. «Росторгреклама» предложила эскизы рекламного оформления главных улиц различных городов. И одним из первых подобное комплексное оформление Невского проспекта предприняли рекламные мастерские Ленинграда. Один из участни­ков этого оформительского проекта замечал: «На Невском проспек­те наряду со световыми вертикалями значительное место занимают крупные световые надписи на стенах домов». Это по преимуществу наименования и оформление вывесок.

Оформители стремятся внести динамический момент и в светооформление. Постепенно в крупных городах появляется бегущая передвижная световая строка на крышах домов, предпринимаются опыты по созданию актуальной светогазеты.