Этапы становления философской мысли Шеллинга
Начиная свои философские исследования, фихтеанец Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 - 1854) приходит к выводу, что сведение всей природы к «не-Я» как части Абсолютного «Я» (самосознания) приводит к тому, что последняя утрачивает свою специфику. И чтобы вернуть природе надлежащий ей статус, философ переносит на нее идею Фихте о «чистой активности». Он высказывает мысль о том, что в основании природы лежит некое активное начало, которое обладает свойством субъекта.
Утверждая противоречивость сил, действующих в природе, Шеллинг опирается на последние открытия в естествознании (полюса в магните, положительный и отрицательный заряды в электричестве, соответствующая полярность в химических реакциях и в процессах органического мира).
В результате в его работах («Идеи к философии природы» и «Первый набросок системы натурфилософии») природа выступает как творящая, а не сотворенная. В своем «потенциировании» она устремлена к субъективности. Если на уровне «механизма и химизма» она еще предстает как чистый объект, то на уровне «организма» заявляет о себе как о субъекте. Иными словами, природа эволюционирует от мертвого к живому, от материального к идеальному. И человеческий разум есть высший орган, созданный природой, чтобы познать самое себя.
Итак, разработка натурфилософской проблематики показывает то, как природа приходит к разуму. Однако Шеллинг считает, что не менее важно ответить на вопрос: каким путем может прийти к природе разум? Этому как раз и посвящена его работа «Система трансцендентального идеализма».
Схема рассуждений Шеллинга здесь такова: Я - это изначальная активность, обладающая бесконечной творческой потенцией. Сравнивая самосознающее Я с лейбницевской монадой, философ указывает, что в Я попадает лишь то, что им порождено, так что объективное появляется в субъекте благодаря деятельности Я; т.е. «через акт самосознания Я само для себя становится объектом». Таким образом, основная мысль фихтеанского «наукоучения» здесь в принципе сохраняется. И все же новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые вводится историзм в теорию познания.
Шеллинг выстраивает иерархическую систему категорий, демонстрирует, как каждая из них распадается на две противоположные и как эти противоположности сливаются в одном, еще более содержательном понятии, приближаясь к практической сфере деятельности человека, где уже господствует свободная воля. Воля, в свою очередь, проходит ряд ступеней развития, высшей из которых является готовность к нравственному действию. В итоге сознание становится нравственно-практическим. Короче говоря, в шеллинговском трансцендентальном идеализме философские категории впервые пришли в движение. Так идея развития самосознания Фихте получила конкретное воплощение.
Логическим продолжением развития взглядов Шеллинга стала его «Философия тождества». Здесь он высказывает убеждение, что ни мышление, ни бытие не следует рассматривать в качестве первоосновы сущего. Нужно исходить из тождества духа и природы, реального и идеального, из «нерасчлененности объекта и субъекта». Принцип тождества снимает необходимость поиска причинной зависимости, ибо в этом единстве природа выступает как объект (сотворенная) и как субъект (творящая).
Но обосновывая принцип тождества творящей и сотворенной природы, немецкий мыслитель сталкивается с проблемой: как соотнести теоретическое и практическое, субъективное и объективное, конечное и бесконечное. И средство этого соединения он видит в искусстве как высшей форме знания, олицетворяющего объективность, полноту и общезначимость. В конкретной, а стало быть, конечной художественной деятельности и произведениях искусства возможно достижение бесконечности - идеала, недостижимого ни в теоретическом познании, ни в нравственном деянии. Художник творит, как и природа, разрешая отмеченное выше противоречие. А посему искусство должно быть органоном философии и ее завершением.
В «Философии тождества» Шеллинг вводит понятие интеллектуальной интуиции, рассматривая ее не как самосозерцание «Я», но как рефлексию Абсолюта, олицетворяющего единство субъекта и объекта. Это единство уже не Дух и не Природа, а «неразличенность» обоих, подобно точке безразличия полюсов в центре магнита.
На следующем этапе философа интересует вопрос о порождении мира из Абсолюта, о причинах нарушения равновесия материального и идеального, субъективного и объективного. Шеллинг утверждает, что это - первичный иррациональный акт, который не может быть понят и истолкован логическим путем. Причины его коренятся в присущей Абсолюту (Богу) свободной воле. В Абсолюте есть как темное, слепое начало (Бездна) - иррациональная воля, так и светлое, рациональное. Конфликт между ними изначален, поэтому жизнь Бога есть вечная борьба. Победа светлого, доброго начала приводит к образованию Божественной личности; при этом все негативное, преодолеваемое Богом, изгоняется им в сферу небытия.
Поскольку возникновение мира из Абсолюта нельзя объяснить рационально, то данный иррациональный факт не может быть предметом философии, понятой как логическое выведение всего сущего из исходного рационального принципа. Значит, последнюю необходимо дополнить «опытом откровения», отождествляемым с мифологией и религией. Этой «философией откровения» Шеллинг завершает свой творческий путь, на котором можно выделить следующие этапы: 1) фихтеанский (1795 - 1796), 2) натурфилософский (1797 - 1799), 3) трансцендентального идеализма (1800), 4) философии тождества (1801 - 1804), 5) теософии и философии свободы (1804 - 1811), 6) философии религии и откровения (с 1815 года).