Главные представители и идеи неофрейдизма

 

Представитель Основные идеи
Альфред Адлер (1870-1937) Выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, его сверхстремле­ний, а также психических болезней лежит вытесненный комплекс неполноценности, который человек желает компенсировать, добиваясь успеха в биз­несе, политике, науках, искусстве, личной жизни.
Вильгельм Райх (1897-1957) Основатель фрейдо-марксизма, основная идея ко­торого заключается в том, что в основе нормаль­ной жизни и деятельности человека лежит сексу­альная энергия, имеющая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию чело­века, его аффекты с помощью морали, культуры, этикета. Человек вынужден жить в «тисках» куль­туры, приспосабливаться к нормам общежития, другим людям, подчиняться начальству, властям — это приводит к «невротизации» человека, гибели его истинного «Я», самости. Единственный способ спасти человека заключается, по его мнению, в полном ниспровержении культуры (морали, за­претов, субординации), раскрепощении и сексуаль­ной революции.
Карл Густав Юнг (1875-1961) По Юнгу, жизненная энергия человека, наталкива­ясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, переводится не в индивидуальное бес­сознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — это универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцинации. Архети­пы представляют «зашифрованную» историю че­ловечества, его высшие истины. Цель философии заключается в том, чтобы помочь человеку «расшифровать» архетипы.
Эрих Фромм (1900-1980) По Фромму, новая эпоха, связанная с функциони­рованием рыночных отношений в условиях «раз­витого капитализма», рождает «человека ново­го типа», который он описывает как «рыночный характер». «Человек, обладающий рыночным ха­рактером, — пишет он, — воспринимает всё как товар, — не только вещи, но и саму личность, включая ее физическую энергию, навыки, знания, мнения, чувства, даже улыбки... и его главная цель — в любой ситуации совершить выгодную сделку» (Фромм Э., 1922. С. 27). Альтернативой обществу обладания, порождающего «рыночного человека», должно быть общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Не­обходимо коренное изменение характера челове­ка, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие (т.е. жить не для того чтобы иметь, а для того, чтобы быть). Учение Фромма на сегодняшний день является одним из наиболее значительных элементов современной западной интеллектуаль­ной культуры