БЕЗОПАСНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛЭП
Для передвижных внутрикарьерных ВЛ электропередачи должны применяться алюминевые и сталеалюминиевые провода.
Сечение проводов принимается по расчету, но должно быть:
- для алюминиевых – Smax не больше 120 мм2, Smin не меньше 16 мм2 (при U<1000 В) и 25 мм2 (при U >1000 В);
- для сталеалюминиевых – Smax не больше 95 мм2, Smin не меньше 10 мм2 (U<1000 В) и 16 мм2 (U > 1000 В).
Расстояние между передвижными опорами определяется расчетом, но не должно превышать 50 м. При устройстве поперечных линий (спуск с уступа на уступ) расстояние между опорами должно быть не больше 40 м и определяется по проекции линии на горизонтальную плоскость.
На стационарных опорах высоковольтных линий (ВЛ) разрешается совместная подвеска проводов ВЛ-6 кВ (10 кВ), проводов осветительной сети и магистрального заземляющего провода.
Таблица 5
Напряжение ВЛ, кВ | Расстояние между проводами (м) при толщине стенки гололеда, мм | |||
более 20 | ||||
6…10 | 0,6 | 0,8 | 0,95 | 1,1 |
0,7 | 0,9 | 1,1 | 1,2 | |
0,85 | 1,05 | 1,2 | 1,35 |
На передвижных опорах совместная подвеска проводов ЛЭП напряжением до 1000 В и выше запрещается.
Монтаж заземляющего провода производится на расстоянии не ближе 0,8 м от нижнего фазного провода. Провода ВЛ более высокого напряжения должны располагаться выше ВЛ низкого напряжения.
Монтаж провода и подъем на опору разрешается после установки опоры на месте и обеспечения её устойчивости. Натяжка провода осуществляется вручную. Натягивать провод на передвижных опорах с помощью механизмов запрещается.
В каждом пролете на один провод или трос допускается не больше 3 соединений. При применении сварки количество соединений не регламентируется.
При подготовке к производству массового взрыва на карьере техническая служба определяет безопасные расстояния от места взрыва до механизмов, зданий, сооружений с учетом конкретных условий. Безопасные расстояния наносят на план горных работ участка карьера и передают его ответственному за электрохозяйство карьера и начальнику горных участков, на которых производится взрыв, не позднее чем за 3 дня до взрыва.
Начальники участков совместно с отделом главного энергетика составляют план-график подготовки к взрыву и устранению его последствий. План-график утверждает главный инженер и доводит его до сведения всех руководящих работников за сутки до взрыва.
Все воздушные и кабельные линии электропередачи в границах опасных зон на время взрывания зарядов должны быть отключены. После взрыва, перед включением, необходимо произвести осмотр этих линий.
Запрещается размещение на трассе ЛЭП штабелей полезного ископаемого, отвалов породы, шпал и рельсов, а так же складирование других материалов.
Осмотр состояния передвижных внутрикарьерных ЛЭП производится:
- лицами горного надзора – ежесменно (выборочно);
- ответственными за электрохозяйство горных участков в пределах границ участков – 2 раза в месяц;
- лицом, ответственным за электрохозяйство карьера – ежемесячно (выборочно).
Результаты ежесменного осмотра ЛЭП записываются в журнал выдачи нарядов на производство работ, а в случае аварийного состояния сообщаются энергетику смены карьера в форме телефонограммы.
В объем осмотров передвижных внутрикарьерных ЛЭП входит проверка:
- габаритных параметров линий (визуально);
- отсутствия боя, ожогов, трещин изоляторов, состояния крепления проводов на изоляторах (визуально);
- отсутствия обрывов проволочек, следов оправления на проводах, набросов на фазных и заземляющих проводах (визуально);
- состояния опор, целостности крепления элементов основания, грузов и оттяжек опробированием без подъема на опору;
- отсутствия “схлестывания” проводов при ветре;
- отклонение опоры от вертикали;
- наличия и состояния предостерегающих плакатов и других постоянных знаков на опорах.
Внеочередные осмотры производятся по указанию лица, ответственного за энергохозяйство карьера после: отключения линии от действия защиты; производства взрывных работ; грозы.
Защита карьерных стационарных и передвижных ВЛ напряжением до 35 кВ от прямых ударов молнии не требуется.
Защита от атмосферных перенапряжений электроприемников горно-транспортных машин не требуется, если они отключаются во время грозы.
Для обеспечения безопасности людей во время грозы запрещается выполнение работ:
- на воздушных и кабельных ЛЭП;
- на линиях связи и телемеханики;
- на контактных сетях и рельсовых путях электрифицированного и неэлектрифицированного ж/д транспорта;
- на вводах и коммутационной аппаратуре закрытых РУ, непосредственно присоединенных к воздушным линиям;
- на заземляющих устройствах и на расстоянии меньше 100 м от них;
- на стрелах экскаваторов, мачтах буровых станков и на расстояниях меньше 100 м от них;
- на электрооборудовании экскаваторов и буровых станков (ремонтные работы);
- размотка и переноска кабелей;
- электросварочные работы.