ОСВЕЩЕНИЕ КАРЬЕРОВ. ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ. НОРМЫ ОСВЕЩЕННОСТИ

Согласно Правилам технической эксплуатации, при работе в ночное время на карьерах должны быть освещены места работы экскаваторов, ТОМ, буровых станков, насосов, конвейеров и других машин и механизмов, электроподстанции, распредустройства, ж/д пути и станции, пересечения с автодорогами, лестничные спуски и пути хождения людей, отвалы и вся территория в районе ведения работ.

При устройствах электрического освещения на карьерах необходимо учитывать следующие особенности: освещение должно быть эффективным при любой погоде (дождь, снег, туман, испарения и запыленность воздуха в забоях); освещению подлежат большие рабочие площади с постоянно изменяющимися размерами в плане и по глубине; возможность разрушения осветительного оборудования и обрыва питающих сетей при взрывных работах в карьере.

Осветительный прибор состоит из:

- источников света (лампы накаливания: тепловые – ЛН и КГ [кварцевая галогенная]; газоразрядные – люминесцентная лампа ЛЛ, дуговые ртутные лампы высокого давления ДРЛ, металлогалогенные лампы ДРИ [дуговая ртутная с иодидами], дуговые ксеноновые трубчатые лампы ДКсТ, натриевые лампы);

- осветительной арматуры.

Осветительная арматура предназначена для рационального перераспределения светового потока ламп, защиты их от загрязнений и механических повреждений, крепления ламп и подвода напряжения питания.

Осветительные приборы разделяют на приборы ближнего действия (светильники) и приборы дальнего действия (прожекторы). Основные параметры светильника: класс светораспределения, кривая распределения силы света, к.п.д. (40-90%), защитный угол и конструктивное исполнение.

Необходимое освещение территории карьеров создается комбинированными системами общего и местного освещения.

Система общего освещения предназначена для обеспечения необходимого минимальногоуровня освещенности на всей территории ведения горных разработок. Общее освещение осуществляется светильниками наружной установки, стационарными или передвижными прожекторами и светильниками с галогенными, ртутными и ксеноновыми лампами, которые устанавливают на опорах вдоль бортов карьера, на рабочих уступах и на нерабочих площадках в карьере. Рассчитывается оно на создание освещенности, равной 2 лк в зоне производства работ и 0,5 лк в остальной части территории карьера, где необходимо обеспечить только возможность свободного передвижения обслуживающего персонала и транспорта.

Система местного освещения применяется тогда, когда на отдельных участках карьера (места бурения, экскаваторные забои, авто и ж/д дороги, места разгрузочных и ремонтных работ и т.д.) по условиям работы требуется повышенная освещенность по сравнению с уровнем освещенности всей территории горных разработок. Местное освещение осуществляется светильниками и прожекторами, которые устанавливаются на самих машинах и механизмах. Могут быть установлены дополнительно передвижные прожекторные лампы или опоры со светильниками. Применение одного местного освещения без системы общего освещения запрещается.

Территории карьеров и объектов на его поверхности должно освещаться светильниками и прожекторами, установленными на передвижных или стационарных опорах (мачтах).

На стационарных опорах (металлических, ж/б, деревянных) контактной сети постоянного тока U = 1650 В допускается подвеска проводов электрического освещения и светильников только для освещения объектов ж/д транспорта при выполнении следующих условий:

- провода линий освещения подвешивают выше контактного провода с другой стороны опоры;

- расстояние от контактного провода до проводов освещения должно быть не менее 1,5 м;

- изоляторы осветительной сети выбираются по напряжению контактной сети (U = 1650 В);

- расстояние контактного провода до опоры при боковой подвеске должно быть не менее 1 м.

Запрещается:

- подвеска проводов электрического освещения и светильников на передвижных опорах контактной сети;

- использование источников света без осветительной арматуры.

Установки наружного освещения территории карьеров рекомендуется оснащать средствами автоматического или дистанционного управления. Техническое обслуживание осветительных установок должно производиться при снятом напряжении.

Освещение мест работы передвижных машин (экскаваторов, буровых станков) должно также производиться прожекторами и светильниками, установленными на самих машинах.

Замер освещенности рабочих мест в карьере с помощью люксметра должен осуществляться не реже одного раза в год.

Для питания осветительных сетей карьера, а также стационарных точек на передвижных машинах, механизмах и агрегатах должна применяться электрическая система с изолированной нейтралью при линейном U = 220 В. При применении специальных видов освещения допускается U > 220В.

Для питания ручных переносных светильников должны применяться линейные напряжения не более 36 В – для переменного тока и 48 В – для постоянного.

Для освещения отвалов и автодорог вне карьера, а также стационарных перегрузочных пунктов при питании от отдельных трансформаторных подстанций разрешается применение напряжения 380/220 В в сети с заземленной нейтралью.

Техническое обслуживание осветительных установок с пусковыми устройствами производится по наряду не менее чем двумя лицами (один - не ниже IV группы, второй - не ниже III группы).

Длительное снижение напряжения у наиболее удаленных осветительных установок должно быть не более 5%, в сетях с напряжением 12-36 В не более 10%. Наибольшее напряжение на лампах, как правило, не должно превышать 105% номинального напряжения лампы.

Штепсельные розетки и вилки 12-36 В должны отличаться от розеток и вилок 127-220 В и не подходить к ним.

Таблица 4 – Нормы освещенности на карьерах