Средства как инструментарий метода и фактор технологии.

Средство – это инструментарий метода, использование которого ведет к достиже­нию выбранной цели. Нередко в педагогической литературе встречается смешение этих понятий, когда трудно отделить метод от средств и наоборот. Сред­ство может быть определяющим фактором метода. Предлагаемый вариант понятий метода и средства позволяет и более четко раз­граничить их и показать их взаимосвязь.

Средство может выступать также фактором технологии – ког­да определяет основной источник ее функционирования, напри­мер игра, учеба, туризм и пр. Однако средства сами по себе не являются способами деятельности, а становятся ими только тогда, когда используются для достижения какой-нибудь цели. Так, игра может быть отдыхом, развлечением, обучением и т.д. В то же время если она организована таким образом, что будет служить при этом достижением определенной цели – например, формированию определенных социальных умений – то в этом случае будет выступать средством социально-педагогической деятельности.

В качестве средств социально-педагогической деятельности могут выступать природа, произведения искусства, книги, средства массовой информации и т.д. Таким образом, средство по сути является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятельствах могут выступать средствами. Средства – это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели.

Предлагаемый подход позволяет выделять: средства педагоги­ческого (социально-педагогического) процесса и средства педа­гогической (социально-педагогической) деятельности.

Средства педагогического процесса – это те средства, которые выступают составной частью деятельности специалиста в процес­се внедрения педагогической технологии. К ним относятся: учеба; труд; правила поведения, установленные в образовательном уч­реждении; культурно-досуговая деятельность; физкультурно-оздоровительная и физкультурно-спортивная деятельность; туризм; общественная и социально значимая деятельность; режим (для исправительных колоний) и др.

Средства педагогической деятельности – это то, что использу­ет специалист, в частности социальный педагог, в своей профес­сиональной деятельности для влияния на человека, группу в про­цессе социально-педагогической работы с ними. Чаще всего это инструментарий метода. Посредством инструментальных средств обеспечивается достижение педагогической (социально-педагоги­ческой) цели. К таким средствам относятся: слово, действие, книга, технические средства, наглядные средства, сценарные разработки и пр.

Таким образом, в процессе своей деятельности социальный педагог может воспользоваться любыми педагогическими средствами, методы же и приемы будут выступать в качестве путей, с помощью которых он будет применять средства. Условно связь между методами, приемами и средствами социально-педагогической деятельности можно показать в виде следующей схемы:

Таким образом, средства являются составной частью любого метода, технологии, они определяют их, и через них обеспечива­ется возможность практической реализации, достижение прогно­зируемой цели в социально-педагогической работе с клиентом.