Summary

Культурный переворот, произведённый в Западной Европе итальянским Возрождением, можно свести к следующим позициям:

¾ Внимательное исследование гуманистами античного культурного наследия и связанное с этим возрождение некоторых основных его принципов.

¾ Стихия жизнеутверждения, в противовес принципам церковно-католической аскезы. «Ущемление плоти» и чувство неискупимой вины за первородный грех уступили место утверждению и воспеванию земной жизни.

¾ Обмирщение искусства и образования; появление типично светских форм искусства. Эстетизм и чувственная красота приходят на смену культовому символизму. В частности, возрождается культ телесной красоты в скульптуре и живописи.

¾ Оживление пантеистического начала в мировоззрении и связанная с этим ревизия христианских догм в мировоззрении гуманистов. Первые проекты «рукотворного рая» в книгах социалистов-утопистов.

¾ Возвращение антропоцентризма (в центре Вселенной ¾ человек-творец). Причём, этот принцип проявлен здесь в новом качестве: на первый план бытия выступает активно утверждающая себя индивидуальная человеческая личность.

¾ Возвращение рационалистических начал в мировоззрении (разум как критерий истины). В близкой перспективе это приводит к философам-материалистам (Бэкон и Гоббс) и сугубому прагматизму рационалистической науки, цель которой ¾ послужить инструментом для полного подчинения природы человеку.

¾ Старт научно-технического прогресса, положившего начало новоевропейской цивилизации.

¾ Среди новых ценностей: образованность (вместо прежней феодальной родовитости), предприимчивость (вместо смирения), радость жизни (вместо благочестия). Всё это, так или иначе, связано с пробивающим себе дорогу в жизнь, начиная с XII столетия, «третьим» сословием: сословием ремесленников, торговцев и молодых буржуа.

¾ В то же время эпоха Возрождения явилась кульминацией официально одобряемого мракобесия (охота на ведьм); полосой войн и стихийных бедствий, сопровождавшихся истребительными эпидемиями чумы, оспы и холеры; всеобщим падением нравов, особенно среди населения больших северо-итальянских городов.

Итак, обобщая, мы можем сделать вывод, что, несмотря на явные признаки прогресса светской жизни, чрезвычайно трудно нарисовать целостную картину этой крайне противоречивой эпохи. Мы можем лишь отметить её основные тенденции.

С одной стороны, ¾ поворот к прогрессу, связанному с ростом городской культуры (техника, ремёсла, торговля, новые общественные отношения). С другой ¾ усиление фанатизма, суеверий, распущенности и преступности.

Наряду со стремлением многих людей к чистоте и подлинности религиозной веры ¾ массовые убийства, освящаемые авторитетом Церкви. И, что очень важно, здесь происходит коренная ломка религиозного сознания: обыденная сфера как бы отделяется от сакральной, быт обособляется от религии. Это означает, что человек в своей обыденной жизни не стремится следовать наставлениям духовных пастырей, забывает о смирении и молитве. В церковь он приходит только чтобы исполнить свой долг прихожанина; в остальное же время с головой занят мирскими делами.

Что касается художественных достижений эпохи ¾ они бесспорны. Никогда прежде, за исключением, разве что, Афин времён Перикла, Европа не знала ничего подобного. Однако красота живописных полотен и статуй становится всё более телесной, чувственной, посюсторонней, всё менее отражающей красоту невидимого, бестелесного мира. Радость молитвы всё больше замещается удовольствием от чисто эстетического созерцания красоты. К европейскому миру исподволь подступает эрозия веры. Прогресс внешнего, материального, телесного идёт рука об руку с утратой чистоты, силы и правды, некогда свойственной первым подвижникам религии Христа.

Таково было это переломное, смутное, великое и страшное время ¾ время, когда рождалась в муках новая Европейская цивилизация.