Вопрос 2. Государственный строй в период сословно-представительной монархии.

Переход к сословно-представительной монархии знаменовался существенными изменениями в государственном аппарате, важнейшим из которых было возникновение представительных органов. Однако и прежние государственные органы претерпели серьезные изменения.

В отличие от раннефеодального государства теперь становится возможной только одна форма правления – монархия, причем статус монарха меняется: Иван IV провозглашает себя царём, и этот титул – не простая формальность, а выражение действительного роста силы монарха. В то же время царь не может обойтись без старого, традиционного органа - Боярской думы (высшего совета при князе, а с 1547 г. при царе), значение которой хотя и имеет общую тенденцию к снижению, всё же достаточно велико, чтобы ограничивать монарха. Ничего принципиально не изменила здесь даже опричнина, она не уничтожила значение Боярской думы как высшего органа государственной власти – пусть и сильно пострадавшего (из 33 бояр – членов думы 15 были казнены, 3 насильно пострижены в монахи) и изменившегося по своему составу, пополнившемуся представителями дворянства и приказной бюрократии – думными дворянами и думными дьяками. Однако на изменение своего социального состава в сторону значительного увеличения представительства дворянства, Боярская дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии.

После смерти Бориса Годунова роль Боярской думы на время возросла, а в 1610 г., когда в результате борьбы между боярскими группировками последовало свержение с престола царя Василия Шуйского, к Боярской думе временно перешла вся полнота власти. На протяжении некоторого времени государством фактически управляло семь влиятельных бояр, что в истории получило название «семибоярщины».

При Боярской думе было создано специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступивших в неё дел образовывались комиссии из бояр, думных членов и дьяков. Создание некоторого чиновно-бюрократического аппарата давало возможность более эффективно решать вопросы управления и иметь постоянные контакты с приказами.

Принципиально новым высшим органом государства стали Земские Соборы – высшие сословно-представительные учреждения Российского государства, включавшие членов Освещенного собора, Боярской думы, «государства двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. Через земские соборы царь привлекал к управлению государством определенные круги дворянства и посадского населения. Земские соборы были необходимы монарху также для поддержания крупных мероприятий – введения войны, изыскания новых доходов и пр. Цари опирались на земские соборы, могли проводить через них соответствующую политику даже вопреки воле Боярской думы.

27 февраля 1549 года фактически был создан первый Земский Собор. Он не стал постоянным органом и впоследствии собирался по необходимости несколько раз в 1565, 1584, 1589 гг. Последние Земские Соборы состоялись в 1648-1649 гг., 1651, 1653 гг. Во второй половине 17 века окрепшая царская власть, располагавшая централизованным государственным аппаратом, государственной казной, уже могла обходиться без созыва этого учреждения. Какого-то специального закона о Земских Соборах не было. Организованных выборов в Земские Соборы не было, нормы представительства от различных сословий не определены. Дворяне обычно составляли большинство Земских Соборов, особенно столичное дворянство, горожане до 20%.

Каждая сословная часть Земских Соборов обсуждала поставленные вопросы (в1642 г – 192 депутата) самостоятельно и выносила своё суждение. Решение должны были принимать всем составом. Продолжительность заседания Земских Соборов различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев, лет. (Земский Собор 1613 – 15 гг. избравший Михаила Романова, Собор 1648 – 49 гг. Соборное Уложение). Решения Земского Собора оформляются принятием специального Соборного документа-приговора.

Ни созыв, ни решение Земского Собора формально не были обязательны для царя. Но реально он не мог не считаться с мнением дворянства и богатых посад, кругов. Фактически Земский Собор и Боярская Дума в какой-то мере ограничивали власть царя. Они были нудны правительству, потому что оно вообще, и после смуты особенно, мало знало о положении в провинции.

В середине XVI в. завершился переход от дворцово-вотчинной к приказной системе управления. Постепенно сложилась разветвленная система приказов, где в период её становления ведущая роль принадлежала военно-административным приказам – тем более, что в рассматриваемое время произошла реорганизация армии. Основу её в результате составили дворянская конница и стрелецкое войско, появившиеся в результате реформы Ивана IV, вызванный развитием и совершенствованием огнестрельного оружия. Стрелецкое войско состояло из стрельцов – служилых людей в Русском государстве, подразделявшихся на выборных (позднее московских) и городовых. Московские стрельцы несли караульную службу в столице, охраняли царя, принимали участие в военных действиях. Городовые стрельцы несли гарнизонную и пограничную службу, находились в ведении местных воевод. Состоя в постоянном войске, стрельцы были обучены, имели одинаковое обмундирование, вооружались огнестрельным оружием. Стрельцы жили слободами, получали за службу денежное и хлебное жалование и наделялись землей, находившейся в вотчинном владении. Служба стрельцов была пожизненной и наследственной. В связи с созданием стрелецкого войска был образован специальный Стрелецкий приказ.

Общегосударственное войско, кроме великокняжеского двора, бывшего при князе постоянно, собиралось в случае войны или раз в два-три года. Царское законодательство распространило принцип обязательной военной службы на все разряды феодалов: всем помещикам и вотчинникам предписывалось являться в поход с оружием и со своими людьми.

Итак, в середине 17 века, когда явились первые признаки абсолютизма, соборы служили правительству, в основном, местом для деклараций, даже внутриполитических. Что касается присоединения Украины, то решение это было принято правительством уже в феврале-марте 1653г., в то время как собор занимался этим вопросом только в мае и был использован для санкционирования в октябре, не имея возможности внести свои отличные предложения.

В середине 17 века правительство укрепилось. Утвердившемуся самодержавию не нужна законодательная инициатива народа.

В Московской Руси сословий, подобно западным, не было, в чинах были представлены сословные качества. Петру I и соборы больше не нужны были, он нашел другие средства узнавать о состоянии страны. Вот почему Земские Соборы бесследно исчезли.

Встречающееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины 16 – середины 17 вв. как «сословно-представительская монархия» вызывает недоумение: разве в России к середине 16 века уже сформировались сословия? Или, может быть, так называемые «земские соборы» представляли местные общества, избирались по какому-либо принципу населением? На самом деле, о сословиях можно говорить не ранее, чем с 17 века, именно тогда различные социальные группы осознают свои особые интересы и начинают за них бороться. Но и в 17 веке на соборах преобладали, как правило, московские чины. А самое главное – соборы так и не стали законодательным органом, они не делили власть с царем и боярами, и не пытались это делать.

Когда в период Смуты реальную власть в стране принял на себя «Совет всея земли», земские люди словно тяготились правительственными обязанностями и поспешили избрать царя, чтобы передать ему бремя власти, как чужую для них тяжелую ношу. Это «самоустранение земщины» (выражение И.Л.Андреева) и стало главной причиной восстановления самодержавия после Смуты.

Итак, слабость общества, его правовой и политический инфантилизм, неготовность и нежелание взвалить на свои плечи постоянную ответственность за судьбы страны – всё это стало почвой, на которой выросло самодержавие, превратившееся в 16-17 вв. уже в традицию.

Слабостью московской системы управления был параллелизм, дублирование одних и тех же функций разными должностными лицами и учреждениями. Наряду с Земской думой существовала и Опричная, действовали свои приказы.

В рассматриваемый период продолжала развиваться и усложненная система приказов – органов центрального отраслевого управления.

Местное управление.

Существовавшая ранее система кормления постепенно отменялась и заменялась организацией губного (как округ) и земского самоуправления.

Воеводы – во многих уездах и городах правительственной властью назначены. Воеводы являлись административной властью (контролировали сбор податей, ведали судом, полицией) и военной (командовали вооруженными силами). Им подчинялось местное самоуправление и городовые приказчики.

Таким образом, к середине XVI в. сформировались основные государственные и политические институты сословно-представительной монархии. Особое место в системе государственных органов занимали Земские соборы.