Место России в мировом сообществе

С выходом на международную арену в качестве само­стоятельного государства Россия оказалась перед необхо­димостью определения своего места в современном мире. Как правопреемница СССР она является постоянным чле­ном Совета Безопасности ООН и несет связанную с этим ответственность. Россия обладает одним из крупнейших в мире ядерным потенциалом, что также оказывает влия­ние на ее место и роль в мировом сообществе.

Россия— самое крупное по территории и седьмое по численности населения государство в мире. Находясь на перекрестке Европы и Азии, она занимает благоприятную геополитическую позицию. Россия располагает большими запасами природных ресурсов, имеет высокий научно-тех­нический потенциал. Все это объективно определяет влия­тельное ее положение в современном мире.

В то же время с распадом СССР перед Россией возникло немало сложных проблем. Занимая около 80% территории бывшего Советского Союза, Российская Федерация насчитывает немногим более 50% его населения. Она оказала отделенной от Европы новыми государствами, бывшими советскими республиками, потеряла ряд стратегически в лотовой и таможенной политикой, совместным контролем внешних рубежей и т.д. Каждое государство СНГ стрем лось самостоятельно войти в мировое сообщество, добивая западных кредитов и привлекая иностранные инвестиции национальную экономику. При этом на всем постсоветском пространстве множились противоречия и конфликты, связанные с дележом имущества и долгов, вывод войск, уточнением государственных границ, принадлежности территорий и т.д.

Определенный перелом в отношениях между Россией и большинством новых суверенных государств, возник­ших после распада СССР, произошел в 1993 г., когда все больше стали осознаваться разрушительные последствия самоизоляции по отношению друг к другу. 22 января 1993 г. состоялась важная встреча лидеров стран СНГ в Минске, в ходе которой были приняты решения о рублевой зоне, учреждении межгосударственного банка, подписан ряд до­кументов. В мае 1993 г. в Москве была подписана декла­рация об образовании Экономического союза. В июле 1993 г. главы правительств России, Украины и Белоруссии высту­пили с совместным заявлением о необходимости углубле­ния экономической интеграции на основе развития рыноч­ных отношений. В этот же период расширился состав СНГ, куда вступили Азербайджан и Грузия, а затем и Молдова.

В последние годы политика России в отношении стран «ближнего зарубежья» стала более прагматичной и целе­направленной. Качественные сдвиги произошли в россий­ско-украинских отношениях. Прежде всего, удалось урегу­лировать ряд спорных вопросов, существовавших между Москвой и Киевом. Во время встречи двух президентов — В. Путина и Л. Кучмы — 16 октября 2000 г. в Сочи был дос­тигнут определенный компромисс по вопросам украинских долгов и поставок нефти и газа. Украина согласилась офи­циально признать свои долги и дать государственные гаран­тии их погашения. В обмен она получила некоторые льготы при возмещении долга и оплате поставок нефти и газа.

В настоящее время России также удалось стабилизиро­вать отношения и с другими членами СНГ. В результате на­метилась тенденция к оживлению интеграционных процес­сов на постсоветском пространстве.

Не просто складывались отношения России и со странами «дальнего зарубежья». После распада СССР и окончания «холодной войны» российское руководство провозгласило курс на установление партнерских и союзнических отношений с Западом и, в первую очередь, с США. Однако вскоре выяснилось, что интересы России и западных стран далеко не во всем совпадают. Затрагивало безопасностью России расширение военно-политического блока НАТО на Восток, его выход непосредственно к границам СНГ. Проблемой для России стало вытеснение ее с мировых рынков оружия. Так, в 1993 г. между Россией и США возник конфликт по поводу поставки в Индиго российских криогенных двигателей и технологии их изготовления. Серьезный ущерб экономическим интересам России наносили санкции мирового сообщества против таких стран, как Югосла­вия, Ирак и Ливия. Сказывалась на внешней политике России и проблема ее долгов ведущим державам мира. Все это заставляло российское руководство корректировать внешний неполитический курс, вести непростой диалог со многими странами мирового сообщества.

На этом пути России удалось добиться определенных результатов. С июня 1997 г. она регулярно участвует в ежегодных встречах «Большой семерки» (теперь «восьмерки») ведущих мировых держав, координирующих свою политику. Россия была принята в такие авторитетные международные организации, как Парижский клуб кредиторов и Лондонский клуб, занимающиеся урегулированием вопросов внешней задолженности. Стала Россия и членом Совета Европы — консультативной политической организации, координирующей деятельность европейских государств по вопросам прав человека, экономики, разоружения, образования, охраны природы, туризма и т.д.

Начиная с 2000 г. Россия взяла курс на постепенное «раз­мораживание» отношений с НАТО, приостановленных пос­ле развязывания военных действий в Югославии. В «Кон­цепции внешней политики РФ», утвержденной Президентом в июле 2000 г., подчеркивается, что Россия исходит из важ­ности сотрудничества с НАТО в интересах поддержания безопасности и стабильности на континенте и открыта для конструктивного взаимодействия.

Качественно новый этап в развитии отношений России с Западом наступил после событий 11 сентября 2001 г., свя­занных с террористическими актами в США. Российское руководство сразу же заявило о своей поддержке США и провозгласило курс на тесное сотрудничество с Западом. Системное оформление этот курс получил в ходе визита Президента РФ в Вашингтон и встреч с лидерами ведущих европейских держав.

Поворот внешнеполитического курса вызвал неоднознач­ную реакцию российской политической элиты, часть кото­рой заговорила о «неоправданных уступках» Вашингтону, о недопустимости нахождения американцев в «российской зоне влияния» в Центральной Азии, и т.д. С другой стороны, новый внешнеполитический курс России подвергается се­годня испытанию на международной арене (решение США выйти из Договора по ПРО, новая доктрина Буша, чеченская проблема, договоренности между рядом западных стран и государств Центральной Азии относительно их возможного дальнейшего военного и экономического сотрудничества). По мнению аналитиков и экспертов, многое в настоящее время будет зависеть от того, сумеет ли Россия решить свои внутренние проблемы, прежде всего экономические. Имен­но экономика страны сегодня становится ключевым фактором национальной стратегии выживания, главным показателем эф­фективности того или иного курса в мировой политике.